Особенности и формы речевого этикета: правила формирования с примерами

Чтобы в общении прослыть интересным собеседником, важно не только обладать большим количеством информации, уметь замечать реакцию окружающих и даже использовать юмор, необходимо ещё и грамотно разговаривать, соблюдая, так называемый, речевой этикет. Зная его тонкости и азы, вы не попадёте в сложную или неловкую ситуацию, и всегда будете знать, что сказать. Так что, если хотите быть успешным, расти и развиваться как личностно, так и профессионально, а также строить крепкие и близкие отношения, рекомендую ознакомиться с основными правилами, и формулами вежливого общения.
девушка не понимает что говорит мужчина

Всем привет! Чтобы в общении прослыть интересным собеседником, важно не только обладать большим количеством информации, необходимо ещё и грамотно разговаривать, соблюдая, так называемый, речевой этикет. Зная его тонкости и азы, вы не попадёте в сложную или неловкую ситуацию, и всегда будете знать, что сказать. Так что, если хотите быть успешным, расти и развиваться как личностно, так и профессионально, рекомендую ознакомиться с основными правилами, и формулами вежливого общения.

Функции

Формирование речевого этикета начинается с раннего детства, в принципе, как и всё остальное. Родители своим примером показывают, как вести себя в обществе, что говорить, когда встречаешь знакомых, либо незнакомых людей, как с ними прощаться, благодарить, извинятся и прочее. Это умение крайне необходимо для каждого, кто находится в обществе, а почему, вы узнаете, ознакомившись с функциями этикета:

1. Помогает устанавливать контакт

То есть, обратить внимание на себя и вызвать интерес познакомиться, пообщаться. Неважно, какой многогранной личностью вы являетесь. Если вы не умеете делать так, чтобы вас замечали – другие не узнают о том, насколько вы уникальны и на что способны. Мнение о другом человеке формируется в первые секунды знакомства. От этого мнения зависит, продолжат ли с вами контакт, или проигнорируют, сбегут и прочее.

2. Поддержание контакта

3 негра разговаривают улыбаясь

Если удалось заполучить внимание, это ещё не значит, что можно расслабляться. Теперь нужно сделать так, чтобы общение резко не завершилось, если темы для беседы не найдётся. Важно говорить о том, что не вызовет негативных эмоций и не поставит в неловкое положение. Тем более, нужно говорить то, что не будет скучным, слишком сложным для понимания или интимным.

Малознакомых и неблизких не стоит спрашивать о возрасте, уровне заработной платы, религиозных взглядах, семейных проблемах и подобное. Также некрасиво говорить только о себе, своих успехах, достижениях и талантах, полностью игнорируя окружающих. Сплетни, унижения и акцентирование внимания на недостатках других, в том числе и физических, вызывает желание держаться подальше и не пересекаться впредь.

Чтобы избежать этих ошибок, рекомендую обратить внимание на правила и приёмы построения конструктивного диалога:

  • Замечать, какая тема интересна собеседнику, а какая нет. Таким образом необходимо поддерживать ту тему, в которой больше положительной энергии. Сделать это будет проще, если вы ознакомитесь со статьёй про невербальное общение.
  • Задавать вопросы таким образом, чтобы получать развёрнутый ответ. Также, чтобы после них оставались приятные чувства, а не злость или обида, грусть.
  • Активное слушание. Если вы своим видом будете показывать, что вам не интересно, или вы не включены в процесс разговора – это сформирует негативное мнение о вас. Так что обязательно учитесь слушать и слышать. Вы должны показывать, что в данный момент вы рядом. Смотрите в глаза и периодически кивайте, используя мимику и жесты для отображения своих эмоций в качестве обратной связи. Более подробно об этих приёмах вы узнаете из этой статьи.

3. Регуляция поведения в обществе

Когда мы придерживаемся определённых правил, принятых в обществе, то легко можно определить, к какой именно группе мы относимся, и в какой среде находимся. Вплоть до возраста и должности. Приведу примеры извинений, чтобы было понятнее:

  • Прошу принять мои извинения – характерно для пожилых людей аристократического происхождения, либо интеллигентной профессии.
  • Извините, простите – формулировки современной личности.
  • Виноват! – используют представители силовых структур.

4. Формирование обстановки, располагающей к беседе

2 бизнесмена разговаривают

Достичь этого можно с помощью проявления уважения к другому человеку и своей воспитанности. Не зря ведь появилась поговорка о том, что следует поступать с окружающими так, как хотели бы, чтобы поступали с вами. Если кто-то будет провоцировать на конфликт и вызывать раздражение своими словами и поведением, согласитесь, вам не захочется «открывать душу» и делится своими переживаниями, сложностями и подобное.

5. Снижение риска возникновения конфликтов

Когда индивид соблюдает нормы поведения – это помогает налаживать контакт, близость и не провоцировать на агрессию. Вот вспомните, когда вам наступали на ногу, но сразу же просили прощения и объясняли, что не хотели – уровень злости становился меньше? Однозначно да, особенно, если сравнить с ситуациями, когда вместо извинений вам хамили, или игнорировали свой проступок.

Ситуации

Культура речевого этикета включает в себя такое понятие, как ситуация. Именно она влияет на характер и результат беседы. Основные характеристики обстоятельств различных ситуаций:

  • Личность. При разговоре всегда идёт ориентация на собеседника, и важно учитывать характер отношений с ним. То есть, к вышестоящим по статусу, возрасту и к незнакомым, либо малознакомым людям мы обращаемся на «Вы», чтобы показать своё уважение и воспитание. Более близким или тем, с кем договорились, можем свободно говорить «ты».
  • Место. На совещании вряд ли будет уместно рассказывать о своих семейных проблемах, да и в общественном месте, где много посторонних может вас услышать, тоже. На светских вечерах актуальны темы, которые обычно не затрагиваются на вечеринках и дискотеках.
  • Тема. Для каждой темы есть свои речевые особенности, то есть набор социально приемлемых фраз. Например, когда узнают о том, что кто-то умер, принято сопереживать и выражать соболезнования, а также не задавать много вопросов, ожидая открытого разговора с мельчайшими подробностями. А вот радостное событие обычно просят описать в деталях.
  • Мотив и цель. Каждый разговор имеет свой мотив. Допустим, показать своё признание, поздравить, поблагодарить, расположить к себе, попросить помощи и прочее.
  • Время. Время суток тоже имеет влияние на стиль общения. С утра ведь целесообразнее желать приятного дня, а вечером вечера. Планёрки обычно проводят с началом рабочего дня, чтобы обсудить планы, проблемы и цели, а вот корпоративные вечеринки под вечер.

Формулы

Формулы – это те выражения, которые используют на различных стадиях разговора (их всего три):

Начало

мужчина здоровается с девушкой

Обычно при встрече необходимо здороваться. В зависимости от стиля отношений и обстановки, выбирается или вербальное приветствие, или невербальное. Невербально – это когда без применения слов, только мимика и жесты, допустим, кивок головой или рукопожатие.

Считается, что тот, кто младше, как по возрасту, так и статусу, должен первым проявлять инициативу, а также мужчина к женщине. Речевые формы выбираются в зависимости от ситуации. Например, можно проявить эмоции, сказав, что очень рад и счастлив встрече, или использовать время суток (доброе утро, вечер и т.д.).

Основная часть

Используются такие формы общения, как:

  • Скорбная – приношу вам соболезнования, примите мои соболезнования, мне очень жаль, сопереживаю вашей утрате…
  • Поздравительная – хочу вас поздравить, примите мои поздравления, хочу присоединиться к общим поздравлениям…
  • Рабочая, либо будничная – уместны отказы или согласия на какой-то вид деятельности, рекомендации, советы, пожелания, просьбы и т.д.

Завершение

Его функции – попрощаться, оставив приятное послевкусие, информацию для размышлений, а также желание встретиться снова как для формирования близости, так и для реализации рабочих планов, сотрудничества.

При расставании употребляют формулы в виде пожеланий – удачи вам, всего хорошего, доброй ночи и прочее. В виде выражения надежды на повторную встречу – до понедельника, созвонимся ещё, жду с нетерпением, когда увижу вас снова…

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Вам не обязательно изучать все фразы, которые принято использовать. Русский язык достаточно богат и имеет массу разнообразных форм проявления уважения, чувств, переживаний и прочего. Важно быть внимательным, находясь в различных социальных группах, тогда вы сможете подстроиться и научиться тому, как стоит вести себя, а нужные слова появятся сами по себе, в зависимости от обстановки.

Кстати, я рекомендую вам почитать статью о 100 целях на свою жизнь. Я думаю она Вам будет очень полезна.

Успехов вам и свершений!

Материал подготовила Журавина Алина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
qvilon.ru
Комментарии: 1
  1. Мария

    Советы верные, только начиная общение стоит учитывать возраст, культурный уровень собеседника, его взгляды и темперамент, плюс национальную принадлежность. Иначе не избежать недопонимания или конфликта.

Добавить комментарий