толпа людей вокруг светофора

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! На фоне всего происходящего в мире, считаю долгом разобраться с вами о том, что такое массовое сознание. А ещё мы рассмотрим наиболее популярные методы, с помощью которых манипулируют народом. Итак, готовы?

Определение понятия

Массовое сознание – это сознание больших групп людей, как вы уже могли догадаться. Проявляется в поведении этих групп, которое сопровождается сильными эмоциями, возникшими на определённые обстоятельства. Формируются стихийно, обладают мощной силой в плане поражения и включения в свой процесс других индивидов.

Чтобы было понятнее, структура и основные формы проявления:

  1. Истерия, её ещё называют коллективным помешательством. К примеру, если в поезд поместить человека с психическим расстройством и отправить в длительное путешествие со здоровыми людьми, то уже на 6-7 день совместного пребывания практически весь вагон будет проявлять симптомы, характерные его заболеванию.
  2. Слухи. Знаете игру «испорченный телефон»? Стоит одному человеку «запустить» в народ интересную и шокирующую информацию, не уточняя источник, как она мгновенно распространится по знакомым. Так работает «сарафанное» радио.
  3. Паника – происходит в случае, когда возникшая опасность настолько сильно пугает людей, что они перестают отдавать отчёт своим действиям. Думаю, вы в курсе историй, когда, к примеру, во время паники на концертах в давке гибли люди. Как ни печально, но порой такие ситуации – намеренное воздействие на психику групп людей с определённой целью.
  4. Погром – групповой, но при этом кратковременный акт насилия. Возникает стихийно, на фоне эмоций, порой не склонными к агрессии людьми, но поддавшимися на влияние большинства радикально настроенных участников образовавшегося коллектива.
  5. Бунт – проявление протеста из-за недовольства чем-то.

Методы манипулирования

В современном обществе основные способы манипулирования проявляются через средства массовой информации, то есть СМИ.

Отвлекающие манёвры

Обычно используются политиками, чтобы отвлечь население от какой-то глобальной проблемы. Этот приём чем-то напоминает ситуацию, когда ребёнок падает и начинает плакать от боли, а кто-то из взрослых достаёт конфетку, переключая внимание с разбитой коленки. В это время ему успевают обработать рану и перевязать ногу, но малышу «ранение» уже не так важно, он рад подарку.

Вот что-то похожее власти проворачивают с населением своей страны, только не с целью безболезненно полечить. Поэтому, пока, к примеру, все радуются каким-то новым реформам в области медицины, они поднимают оплату на коммунальные услуги. Или делают «вброс информации» о том, что хотят разрешить многоженство, пока народ не понял, что совершил ошибку на выборах.

Паника

люди шокированы и паникуют

Выше я уже упоминала, что манипулирование массами происходит с помощью паники, которая возникает на какую-то ненормальную ситуацию. Поэтому иногда искусственно создаются даже теракты. Смысл в том, что власть бросает все силы на укрепление и создание максимальной безопасности для жителей, придумав оптимальное решение проблемы.

Обыденность

Вы ведь в курсе того, что если какая-то ситуация постоянно повторяется, то она становится привычной, обыденной? Даже если она шокирующая, допустим убийства и насилие.

Смотря новости изо дня в день, и наблюдая, как ведущая со спокойным лицом, как ни в чём, ни бывало, рассказывает, что опять было совершено дорожно-транспортное происшествие с летальным исходом по вине пьяного водителя одного из транспортных средств, то со временем перестают возникать сильные эмоции и реакции на столь ненормальные события.

Человек привыкает считать подобное обыденным. И тогда всякие протесты, и бунты тоже не задевают эмоциональную сферу человека, они становятся будничными и незначительными для населения.

Влияние на уровне подсознания

Ещё один метод – полностью противоположный предыдущему, но также связан с влиянием на эмоциональную сферу. Только ведущий новостей будет с помощью мимики и интонации подстраиваться под ситуацию, усилия эффект возникающих чувств. Поэтому, говоря об очередной трагедии, сделает скорбное лицо, только не очень явно, чтобы мимика была считана на уровне подсознания.

Рассказывая о новой реформе, ведущей к счастью – голос будет приобретать уверенные нотки жителя страны, в которой произойдут, наконец, позитивные изменения. Современное общество становится зависимым от желания испытать сильные чувства, да хотя бы даже банальный интерес, особенно, если своя жизнь сложилась не так, как мечталось. На фоне этого активно появляются передачи с реальными героями каких-либо трагических событий, преступлений и прочее.

А замечали, что порой, во время подобных телешоу происходят какие-то резонансные события, к примеру, участники решили подраться или кто-то принял решение раскрыть тайну, страшную тайну, объясняющую, почему он совершил столь ужасный поступок? И почему-то именно в рекламе предстоящего эфира оказывается как раз нарезка из таких интригующих моментов. И тогда взрослые будут печалиться о судьбе брошенных детей, в данный момент игнорируя собственных.

Раздробленность информации

Я имею в виду, что, когда вы покупаете журнал и начинаете читать интересную статью, и переворачиваете страницу – продолжения там не оказывается. Там реклама минимум на 4 листа, которую вам придётся просмотреть, потому хочется ведь найти окончание статьи. И кстати, подсознательно бренды, марки и прочее отложится в вашей голове, поэтому попадая в торговый центр, однажды вы сможете «спустить» последние деньги на какую-то вещь, ведь: «вы этого достойны».

А кто любит смотреть рекламу по телевизору? Мало таких, но много, кому приходится, причём большинство даже не замечает, как всё внимание полностью переключается в ролик. Хотя начиналось всё с банального – фильм прервался на самом интересном месте, и, хоть уже давно пора ложиться спать, придётся дождаться окончания рекламы, чтобы всё-таки увидеть развязку. Знакомо?

Онлайн влияние

Учитывая то, что общество «познало» виртуальный мир и компьютерные технологии – им стало проще управлять. Учёные провели исследования и выяснили, что в среднем каждый человек, обладающий смартфоном, достаёт его примерно 150 раз в день, чтобы проверить почту, новости и прочее. И если вдуматься – это страшно. Приложения, вроде бы созданные для того, чтобы облегчить нам жизнь, на самом деле лишают её части.

К примеру, онлайн — покупки. Вроде бы прекрасно, если заболел или нет возможности выбраться из дома – голодным не останешься, допустим, заказав пиццу, получишь её с доставкой. Но сколько незапланированных покупок совершают, к примеру, пользователи такого приложения как Алиэкспресс? Массово скупая ненужные товары, только потому, что на них сейчас большая скидка, утешая себя мыслью, что когда-то эта штука обязательно пригодится. Но обычно этого не случается. Вот так происходит формирование массового потребителя.

А социальные сети? Какое количество людей находится у вас в списке друзей, которых вы или никогда в реальной жизни не встречали, или не общались с ними неизвестное количество времени? Которое, кстати, бесследно исчезает, пока активные пользователи листают череду фотографий в инстраграме, с утра первым делом бросаются к телефону, чтобы узнать о новых постах, которые были выставлены, пока они спали.

Бывало у вас такое, что пора бежать на работу, ложиться спать или, наконец, перевернуть котлеты, пока не сгорели, но вы листаете и листаете ленту новостей? Которая, между прочим, совсем неинтересна, но есть надежда, что появится стоящий пост…

Мир ведь не стоит на месте, он развивается, надо успевать за всеми событиями, поэтому вместо того, чтобы прогуляться с собакой в парке, интереснее читать новости о произошедших убийствах и смотреть ролики с бытовыми лайфхаками.

А замечали, что стоит всего один раз в поисковик ввести интересующий запрос, допустим, о ремонтных услугах в вашем городе, как через некоторое время, даже зайдя на фэйсбук, вам везде будет попадаться реклама непосредственно с мастерами?

Потребность в социальном одобрении

девушка нажимает like

Ещё одна ловушка современного мира. Это одобрение возможно получить с помощью лайков под фото, постов с размышлениями, видео и прочее. Слышали о ситуациях, когда люди гибли, пытаясь сделать рискованное сэлфи, которое точно оценят многие? Или истории о подростках, а порой и более зрелых людей, которые совершают совсем сумасшедшие поступки, лишь бы было больше подписчиков на их канале?

Они прыгают с крыш, ложатся на рельсы перед поездом, красят волосы в розовый или салатовый цвет (мальчики), и придумывают ещё массу опасных и безрассудных вещей, руководствуясь одним желанием – выделиться. Люди, которые не способны опираться на свои внутренние ощущения, силы и ресурсы, а также не знают о своих особенностях – находятся в группе риска.

Психически зрелые и уверенные в себе личности имеют чёткое представление о том, какими являются на самом деле, о своих недостатках и преимуществах. Так что мнение окружающих совсем не повлияет на их самооценку. Поэтому больше «страдают» подростки, они как раз в процессе формирования знаний, как о мире, так и о себе.

Грязная манипуляция

Если вы читали прошлую статью про манипулирование людьми, то уже знаете о том, что существуют манипуляционные техники, я их называю «грязными», целью которых является игра на определённых чувствах человека. Так вот, влияние на чувство вины даёт очень даже неплохие результаты.

Да, качество жизни человека зависит только от него, не стоит перекладывать эту ответственность на других, но всё же. Когда реклама формирует представление об успешном человеке (а это редко семья, здоровые дети и родители, чаще всего престижные часы, автомобиль и дорогой табак, достойный настоящего мужчины), то невольно возникает сравнение себя со всеми этими картинками.

И если приходит осознание, что ещё очень далеко до этих навязанных ценностей, человек может решить, что он неудачник, не способный ни на что и прочее. А самобичевание очень отдаляет от проблем в экономике, вызывает депрессию. А ещё таким вот отчаявшимся человеком очень легко управлять. Стоит лишь предложить что-то неприемлемое (даже преступление) в обмен на исполнение мечты.

Заключение

Характеристика всех методов может ужасать и злить, но важно помнить, что всё зависит от вас. Эта статья не для того, что бы вас удивить чем то новым, или шокировать, или настроить против кого то. Она скорее для вашей осознанности. Для того, что бы вы продолжали заниматься саморазвитием и меньше смотрели телевизор. О вреде телевизора, вы также можете почитать на блоге по этой ссылке.

Вами смогут управлять только в том случае, если будете поддаваться слабости. Это как с детьми в школе, пока кто-то реагирует – его дразнят. Стоит только спокойно начать к этому относиться, и забияки потеряют интерес, отправившись на поиски новой жертвы. Так что развивайтесь, познавайте себя и тогда у вас будет больше шансов не оказаться в массе, управляемой кем-то более властным.

Материал подготовила Журавина Алина.

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: