Базилика Санта-Мария-дель-Фьоре

Синдром Стендаля относится к психогенным (реактивным) психозам. Это реакция организма на стресс, вызванный предметами искусства. Синдром назван в честь французского писателя Анри Мари Бейля, известного под псевдонимом Стендаль. В книге «Рим, Неаполь и Флоренция» он изложил необычные захватывающие эмоции и впечатления от посещения Флоренции и созерцания шедевров живописи в храмах. Поэтому патология также именуется флорентийским синдромом.

Характеристика психического нарушения

Синдром Стендаля описывают разные писатели на протяжении 3-х столетий подряд. С медицинской и научной точек зрения о данном психическом нарушении заговорили в 1979 году. Первооткрывателем флорентийского синдрома является итальянский психиатр, писатель и психотерапевт Грациэлла Магерини. В 1989 году была опубликована ее книга «Синдром Стендаля», которая с тех пор много раз переиздавалась.

Данное психическое нарушение провоцируется силой искусства, например:

  • виртуозным пением;
  • прекрасной музыкой;
  • выразительными образами на картинах художников.

Соприкосновение с предметами искусства вызывает резкий подъем настроения, дикий восторг, смятение мыслей. Появляется вдохновение, желание совершать нечто прекрасное. В некоторых случаях при синдроме Стендаля у человека просыпается тяга к вандализму, ужасным и разрушительным поступкам. Маниакальные желания не покидают и толкают на необдуманные поступки.

Нарушения психики носят, как правило, кратковременный характер. Однако бывают и исключения. Человек может находиться под влиянием произведений искусства от нескольких дней до недели. При этом ему требуется квалифицированная медицинская помощь.

В 21 веке синдром Стендаля чаще всего наблюдается у туристов, посещающих Флоренцию. Именно этот итальянский город является колыбелью Ренессанса. В нем сосредоточены величайшие произведения классического искусства. Культурное наследие эпохи Возрождения оказывает мощное влияние на психику людей, подверженных флорентийскому синдрому.

В музеях, церквях и галереях Италии можно встретить путешественников, у которых отмечается нездоровая реакция на картины, мозаики, фрески, скульптуры и т. д. Людей с таким синдромом можно распознать по характерному поведению. Они застывают перед предметами искусства. Их лица принимают блаженный и отрешенный вид. Они полностью погружаются в то, что видят перед собой. Реальный мир для них перестает существовать. Иногда туристы, охваченные нездоровой эйфорией, начинают восторженно или обеспокоенно кричать, бегать по залу или от музея к музею.

Кто подвержен?

Туристы в музее

Исследуя синдром Стендаля, Грациэлла Магерини пришла к выводу о том, что меньше всего данному расстройству подвержены жители Азии и Северной Америки. Культуры этих стран отличается от европейских канонов.

Коренные жители Италии также редко страдают от флорентийского синдрома. Они живут в окружение памяток Ренессанса с детства. Поэтому к подобным вещам у них выработался иммунитет.

Чаще всего нездоровая реакция на предметы искусства наблюдается у людей:

  • сентиментальных;
  • одиноких;
  • с высшим религиозным, филологическим или культурным образованием;
  • с высоким уровнем интеллекта;
  • ярким воображением;
  • мнительных;
  • с тревожным характером;
  • склонных к параноидальным мыслям;
  • с застревающим типом характера.

Грациэлла Магерини утверждает, что женщины от 25 до 40 лет в большей степени подвержены флорентийскому синдрому. Это связано с тем, что психика мужчин более устойчивая. Представители сильного пола редко теряют связь с реальностью. Женщины по своей психической природе эмоциональнее и чувствительнее мужчин.

Истоки расстройства

 

Чтобы понять, почему и какое влияние на образованного человека оказывает искусство, необходимо разобраться в корнях патологии.

Существование синдрома Стендаля научно не подтверждено. Однако Грациэлла Магерини выделяет следующие предпосылки его возникновения:

  • перенесение внешних культурных объектов во внутренне душевное пространство;
  • первое «столкновение» с предметами искусства;
  • долгое вынашивание идеи путешествия (посещения музея, церкви и т.д.);
  • повышенная эмоциональность;
  • индивидуальный характер путешествия.

Психическое расстройство не возникает из ниоткуда. Если оно появилось, значит для этого были предпосылки. При синдроме Стендаля человек всегда воспринимает произведение искусства как безусловную ценность (моральную, эстетическую и историческую).

Клиническая картина

Мужчина-турист ведет себя агрессивно

Синдром Стендаля проявляется по-разному. Психомоторные и эмоциональные расстройства имеют неодинаковую степень тяжести. Они зависят от пола, возраста и образования человека.

Существуют общие черты патологического влияния искусства на образованного человека. Среди них выделяются следующие симптомы:

  • учащенное сердцебиение;
  • нехватка воздуха;
  • сдавливание в груди;
  • тошнота;
  • предобморочные состояния;
  • головокружение;
  • боли под ребрами и в области сердца;
  • тяжелое дыхание;
  • бред и галлюцинации;
  • деперсонализация;
  • дереализация;
  • кратковременная потеря памяти;
  • помутнение рассудка;
  • агрессия;
  • истерия;
  • эйфория;
  • панические атаки;
  • тревожность;
  • параноидальные мысли.

Часто человек, охваченный флорентийским синдромом, отрешается от реальности и переносится в события, описанные на картине, фреске, мозаике и т.д. Больной отождествляет себя с героями произведения искусства. При этом он может прямо в музее, галерее или церкви начать петь песни, кричать, танцевать, носиться по помещению с нечленораздельными возгласами. Подобное поведение уже считается нездоровым и требует медицинской помощи.

Приступ может носить кратковременный характер или быть затяжным. В первом случае больному достаточно покинуть помещение, в котором сосредоточены великие произведения искусства.

Затяжной синдром длится от нескольких часов до 8 дней. При этом индивид полностью отрешается от реальности, перестает воспринимать окружающий мир и людей вокруг. В особо тяжелых формах больной становится социально опасным. Известны случаи, когда при синдроме Стендаля человек даже лишал себя жизни.

Лечение патологического состояния

Если патология обнаружена на ранней стадии, когда человек еще не потерял связь с реальностью, госпитализации не требуется. Достаточно просто изолировать больного от провоцирующих факторов (предметов искусства). Возбужденную нервную систему можно привести в норму с помощью легких успокоительных препаратов, травяных чаев, полноценного отдыха.

Затяжной прогрессирующий синдром лечится в амбулаторных условиях нейролептиками и транквилизаторами. Назначаются препараты, блокирующие страх, тревогу, а также средства, устраняющие вегетативные симптомы и психомоторное возбуждение.

Лекарственные препараты назначает психиатр после проведения комплексной диагностики пациента. Самостоятельно ставить диагноз и лечить больного без помощи врача нельзя. Это опасно для его жизни.
Для избавления от флорентийского синдрома также используются методы психотерапии: когнитивно-поведенческий, рациональный и гипноз.

Также рекомендую посмотреть статью про лингвистическую гипотезу Сепира-Уорфа. Там вы узнаете, какое влияние на мышление оказывает языковая среда, в которой человек находится.

Материал для статьи подготовила Юлия Гинцевич.

 

 


 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: