Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! Метод Исикавы придумал Каору Исикава, профессор Токийского университета и основатель школы менеджмента, а также специалист по качеству. Давайте рассмотрим, чем он полезен, и как им пользоваться.

Возможности и особенности

Диаграмму Исикавы называют ещё методом «рыбьей кости» и «анализом корневых причин». Представлена в виде диаграммы, благодаря которой появляется возможность исследовать и выявить факторы негативных последствий какой-то деятельности или процесса, а также предвосхитить и предотвратить их возникновение в дальнейшем. Чаще всего её используют для разработки новой продукции, идей или технологий, а также, чтобы прояснить сложности в предоставлении услуг, изготовлении изделий, поломке оборудования и прочее.

Основные преимущества:

  • Даёт возможность сконцентрироваться на самом содержании возникшей сложности;
  • Благодаря ей в коллективе может возникнуть дискуссия, в ходе которой обозначаются слабые места, подводные камни и другие сложности всей рабочей системы. Вследствие мозгового штурма по поводу преодоления препятствий высокая вероятность получить креативное и эффективное решение проблемы;
  • Доступна к пониманию и применяется в любых ситуациях;
  • Создается эффект коллективного знания, когда все сотрудники разных уровней включены в процесс и в зависимости от своей должности и компетентности могут вносить изменения. Допустим, менеджер не особо может владеть информацией о точном составе материала изготавливаемой продукции, поэтому ориентироваться будут больше на мнение сотрудников, которые отвечают непосредственно за условия хранения и качество товара, закупки сырья и прочее;
  • Причины неурядиц формируются в отдельные категории, что очень удобно при обсуждении. Люди, отвечающие за них, могут поочередно включаться в процесс, давая возможность отдохнуть остальным.

Алгоритм действий и рекомендации

1. Цель

Первым делом необходимо согласовать саму формулировку проблемы или цель со всеми участниками анализа корневых причин. Иначе разногласия, возникшие в процессе, сделают невозможным получение необходимого результата.

2. Оформление

  1. Выберите удобный для вас материал, на котором будете рисовать «рыбий скелет», это может быть обычный лист бумаги, доска и прочее.
  2. Чтобы улучшить эффективность восприятия, саму проблему укажите в правой стороне листа, а влево проведите горизонтальную линию, от которой будете рисовать диагональные маленькие стрелки, отвечающие за главные проблемы, мешающие достичь положительных результатов. В таком случае, у вас действительно получится «хребет рыбы». Чаще всего их делят на группы, чтобы структурировать и упростить обработку информации.

3. Шаблон

Приведу пример, шаблон, который встречается чаще всего. Возьмем за основу сложность, которая заключается в том, что предприятие выпустило продукцию, а если точнее, несколько партий, что оказались с дефектами, бракованные. Итак, категории для схемы:

  • «Люди» — тут указываются причины человеческого фактора, допустим, появление нового неопытного сотрудника, болезнь какого-то члена коллектива, который впоследствии допустил ошибку, низкая мотивация, из-за чего возникает халатное отношение к своим обязанностям, возможно возникшие внутренние конфликты или сложные отношения с руководителем, если ему таким образом решили отомстить, сорвав проект.
  • «Методы» — возможно, пора вносить изменения, так как старые способы или технологии уже не работают, или дают сбой, что отображается на качестве продукта.
  • «Механизмы» — тут уже дело в самом оборудовании, с помощью которого вырабатывается продукция. Необходимо провести осмотр, возможно, починить поломку или заменить детали, которые износились. А порой внедрение более современного оборудования влечёт за собой такие последствия, как некачественная, бракованная продукция.
  • «Материал» — в этой ячейке следует указать характеристики материала, который используется в производстве. К примеру, состав, температура, стойкость и прочее. Возможно, партия материала немного отличается по свойству от обычно используемого, что и привело к дефектам.
  • «Контроль» — учитываются принятые меры, чтобы не допустить бракованного товара.
  • «Среда» — к примеру, изменение погодных условий могло повлиять на процесс производства. Допустим, плохая видимость, повышенная или пониженная температура в цехе…

4. Заполнение

  1. Теперь необходимо указать второстепенные факторы, которые имеют отношение к главным, и отображать на рисунке их следует в виде «средних косточек». Тогда они как бы примыкают к основным диагональным.
  2. Далее рисуем ещё более мелкие «стрелки-кости», которые примыкают к средним. Это будут третьестепенные сложности, которые воздействуют на второстепенные. В случае, когда их нет, вы всё равно рисуете стрелки, они в дальнейшем могут «всплыть», поэтому необходимо свободное пространство про запас.
  3.  Указывайте даже малейшие и незначительные нюансы, в конце анализа может выясниться, что они на самом деле играют основную роль. И небольшой совет: выделяйте цветом те факторы, которые, по вашему мнению, негативно и позитивно влияют на результат. К примеру, красный цвет – угрожающие или разрушающие моменты, зелёный – помогают развиваться. Тогда вам будет легче ориентироваться во всех схемах, блоках и ответвлениях.

5. Анализ

  • Все факторы необходимо оценить, ранжировать по значимости влияния на проблему.
  • Следует взять во внимание, что пока анализ диаграммы не окончен, не стоит переходить к конкретным действиям, это может помешать ожидаемым результатам.
  • Старайтесь каждый раз, когда на «косточку» или «хребет» вносите факторы, негативно влияющие на эффективность вашего процесса задавать себе вопрос: «Почему?». Такая рефлексия поможет генерировать идеи и осознавать последовательность событий.
  • Не стоит игнорировать такие данные, как фамилии, время, точное месторасположение и прочие моменты, непосредственно касающиеся проблемы, которую вы хотите решить.

Пример

Чтобы было понятнее, наш пример в виде диаграммы Исикавы:

диаграмма Исикавы

Если вы будете руководствоваться алгоритмом, то сможете «посмотреть» на возникшую сложность под другим углом, более объёмно, объективно, а также увидеть целую цепочку событий, которые повлияли на её возникновение. Но у этого способа есть и недостатки, которые вполне могут привести к погрешностям анализа.

Во-первых, практически никак невозможно проверить диаграмму, выстроив логическую цепочку из фактов от основной причины к последствиям. То есть наоборот. И, во-вторых, раздробленность информации, которая в большом объёме значительно усложняет восприятие целостной картинки. Согласитесь, сложно сфокусироваться, когда много ответвлений (косточек) и блоков.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Пробуйте, экспериментируйте и применяйте в своей деятельности этот способ анализа корневых причин, ведь не зря он популярен уже больше 50-ти лет. А также не забывайте, что всё познаётся в сравнении, поэтому подписывайтесь на обновления или вступайте в наши группы в соц. сетях, что бы не пропустить выхода новых статей с еще более интересными методиками. Успехов вам!

Материал подготовила Журавина Алина.

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: