люди рисуют на стене идею бизнеса

Рады вас приветствовать, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! Сегодня речь пойдёт о том, как легко генерировать идеи и находить творческие решения даже самых сложных проблем. Для этих целей успешно применяют метод синектики, который является таким себе симбиозом абсолютно разнородных элементов, что помогают разрешить поставленную задачу.

Немного истории

 

Этот метод возник примерно в 1950-х годах благодаря Уильяму Гордону, который длительное время пытался создать более адаптивные и совершенные варианты мозгового штурма, и в итоге изобрёл этот метод. Несмотря на то, что он является усовершенствованным вариантом, синектика значительно отличается от своих истоков тем, что допускает критику и использование аналогий.

Приведу пример, чтобы было понятнее. Знаете, как появились чипсы Принглс? Компания Kellogg обратилась к Гордону с просьбой помочь придумать способ, чтобы сделать максимально компактную упаковку для чипсов, но при этом защищающую от повреждений продукта, как при транспортировке, так и во время хранения или продажи. Уильям предложил вариант, который применяется для уборки улиц от опавшей листвы.

Если пытаться собрать сухие листья в мусорный мешок, то процесс будет долгим и кропотливым, потому что они будут ломаться, разлетаться в разные стороны и занимать много места. Но если кучу с листьями намочить – они «слипнутся» и не будут оставлять зазоров в пакете, как и крошиться при любом воздействии на них. Гениально, правда?

Виды сравнений синектики

  1. Прямая аналогия, чаще всего имеет природную или техническую основу. К примеру, сочетание цветов на перьях попугаев активно используют как дизайнеры, так и художники, техника окрашивания стен отлично подходит по отношению к мебели, а самоочищающаяся краска была создана на основе строения обычного листа, который, имея определённые впадинки и бороздки способен отталкивать воду.
  2. Символическая. Включает в себя использование метафор и преобразование как обыденного в необычное, так и наоборот. К примеру, в кинематографе этот тип сравнений очень популярен, так как помогает заинтриговать зрителя и привлечь внимание, допустим, смотрели фильм «Живые мертвецы»? А слышали, как говорят: «Это было началом конца», или «Я оказался без вины виноватым»?
  3. Субъективная. Её ещё называют личной, а всё потому, что тому, кто её использует, необходимо попробовать ощутить себя в роли какого-то предмета или объекта. Особенности этого способа в том, что он позволяет нестандартно, совсем под другим углом взглянуть на проблему или задачу, которая в силу определённых обстоятельств не может быть решена с помощью обычных размышлений и логики. Например, психологи рекомендуют во время серьёзного конфликта немного абстрагироваться и представить себя мухой на потолке, которая в данный момент наблюдает за ссорой. Это помогает не только «не наломать дров», порушив отношения, но и понять, как смотрится со стороны эта ситуация.
  4. Фантастическая. Синекторы ( то есть люди, использующие этот метод) игнорируя все законы физики и прочее, пытаются вообразить, что какой-либо предмет или явление обладают сверх способностями. Ну, допустим, чтобы быстрее закончить какую-то задачу, они представляют, что ручка является волшебной палочкой, способной ускорить рабочий процесс.

Фазы формирования

креативное совещание

1. Как, в принципе, и везде, для начала необходимо отобрать участников синективной группы. Происходит это с помощью тестирования, важными компонентами которого являются показатели уровня общих знаний и компетентности в профессиональной деятельности, гибкость мышления, способность находить креативные решения, экспериментировать.

Помимо прочего, важным критерием отбора является:

 

  • Возраст. Принимаются личности только от 25 и до 40 лет.
  • Невербалика, то есть соотношение того, что говорит человек с его телесными реакциями и проявлениями.
  • Общительность. Работать придётся в группе, и если человек не способен «простроить» отношения с другими людьми, он не сможет активно участвовать в обсуждениях, поисках вариантов и прочее.

Для работы стараются подключить людей с совершенно разных сфер, допустим, могут создаваться такие пары, как: врач-художник, спортсмен-химик, литературовед-инженер и прочее.

2. Далее необходимо обучить новоявленных членов группы основам метода. В Америке на это уходит примерно год, в течение которого синекторы помимо теории, постоянно решают задачи и ищут совершенно новаторские подходы к проблемам в разных сферах деятельности. К сожалению, в странах СНГ этот способ не прижился, ввиду того, что требует немалых финансовых вложений в процесс специализированного обучения.

3. Непосредственно практика уже готовых специалистов. Происходит по-разному, либо человек самостоятельно обращается в подобный центр, чтобы повысить квалификацию и сменить сферу деятельности, либо компания отправляет на курсы своего сотрудника, чтобы в дальнейшем он вёл проекты по вопросам модернизации и развития корпорации.

Специальные условия, необходимые для группы:

  • Предоставление пространства, в котором они могут абстрагироваться от насущных проблем и включиться в процесс, чтобы генерирование идей происходило без помех и отвлечений.
  • Возможность высказывать своё мнение независимо от того, насколько оно абсурдно или нереально.
  • Формирование непринуждённой обстановки, чтобы люди имели возможность экспериментировать и отыгрывать различные варианты, моделировать ситуации и просто участвовать в обсуждениях.
  • Подвергать рационализации какое-либо решение уже на завершительном этапе поиска выхода из сложной ситуации.

Этапы проведения

команда работает над поставленной задачей

  1. Первым делом участники знакомятся с проблемой.
  2. Процедура превращения неизвестного в известное. Исследуются нюансы, невидимые на первый взгляд, и рассматриваются более подробно. После чего делятся на несколько составных и определяются в линейку заданий.
  3. На этом этапе берётся во внимание та информация, которая «всплыла» у группы ранее, то есть, участники теперь отталкиваются только от тех задач, что были сформированы изначально.
  4. Настало время действовать, поэтому в этот период коллектив, вооружившись различными типами аналогий, начинает работу. В ход идут метафоры, представления себя на месте самой сложности и прямые, фантастические сравнения. Это помогает раскрыть суть сложности намного больше и сделать понятнее для тех, кто включён в поиски ответов.
  5. Теперь обратные действия – преобразование знакомых нюансов в неизвестную и новую форму. Это даёт возможность заглянуть в потаённы углы, ранее не замеченные. Опять-таки, если провести аналогию, то этот процесс схож с тем, когда 3д картинку разглядывают с разных сторон. Допустим, мы видим перед собой объемный квадрат, но, заглянув за угол, мы понимаем, что его обратная сторона – треугольник.
  6. Важно учитывать психологическое состояние людей. То есть, если звучит критическое замечание или несогласие с идеей – никто не должен обижаться. А этого достигнуть можно только в том случае, если участники «сработались», у них возникло доверие друг к другу. Признание, если они будут общаться на равных, проявляя уважение к знаниям, опыту и вообще, личности коллеги.
  7. Объединение. Теперь все мысли и метафоры необходимо немного структурировать, облачить в форму и обозначить границы. Выбирается наиболее удачная идея и примеряется к основной задаче.
  8. Необходимо преобразовать выбранную аналогию во вполне реальное решение. Например, если звучало предложение о том, чтобы повторить структуру листа для водоотталкивающего эффекта, то нужно составить схему рисунка, адаптировать его под материал заказчика и т.д.
  9. После ряда экспериментов выбирается наиболее подходящий вариант решения и предоставляется на оценку экспертам и непосредственно заказчику.

Рекомендации при применении

Умалчивается информация об ожидаемых результатах, только руководитель в курсе условий и сути. Знаете, для чего это делается? Чтобы не ограничивать синекторов ведь, если поставить перед ними определённое задание, то они будут действовать согласно шаблонам. А в этой технике привычный тип мышления и логика, наоборот, не приветствуются. Таким образом, группа сможет обнаружить «слабые места» озвученной проблемы, о которых даже руководство не догадывалось. Также предложить свои варианты их устранения или совершенствования качества, дизайна и прочее.

А ещё важна психологическая зрелость, благодаря которой человек не будет «выпадать» из профессиональной позиции в личную, детскую, считая, что к нему несправедливы и намеренно хотят обидеть, поэтому не принимают какое-то предложение. Самый банальный пример не профессионализма и «выпадания» — когда продавцу говоришь о не качественности товара, а он принимает замечание лично к себе, искренне негодуя и оскорбляясь.

В общем, если необходимый микроклимат создан ранее, то на этом этапе в воздухе «витают» идеи, размышления и предложения. Говорится всё, что приходит в голову без страха осуждения и отвержения.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Несмотря на то, что этот метод сложный, и применение его в обыденной жизни практически нереально (хотя бы если учесть тот момент, что обучаться ему следует не меньше года), вы можете просто взять на вооружение основной инструмент синектики – сравнение. Попробуйте отойти от привычных шаблонов мышления, приостановите логические умозаключения и прочее, и возможно, у вас получиться создать что-то совершенно новое и гениальное. Успехов вам!
Материал подготовила Журавина Алина.

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: