Каждый десятый россиянин регулярно сталкивается с нехваткой денег до очередной зарплаты – так подсчитали аналитики ВЦИОМ. И пустота в кошельке не всегда связана с низким доходом. Часто люди неумело распоряжаются личным бюджетом. Но ситуация поправима: достаточно прокачать финансовую грамотность. Как это сделать, расскажем далее.

Что такое финансовая грамотность

Это комплекс навыков, благодаря которым человек избавляется от лишних трат и создаёт накопления. Кроме умения распоряжаться заработанным сюда входят также другие навыки:

  •         ориентироваться в страховых и кредитных услугах (процентные ставки, сроки и прочие условия);
  •         планировать бюджет (чётко представлять, сколько и куда предстоит потратить по категориям);
  •         знать инструменты инвестирования (разбираться в степени риска вложений и прочее).

Если пока инвестиции кажутся трудными, предлагаем ознакомиться с базовыми принципами управления финансами.

3 ключа к финансовому благополучию

Консультанты компании Ramsey Solutions выделили основные подходы к управлению денежными средствами, которыми руководствуются финансово успешные люди:

  1.   Ведение ежемесячного бюджета

     

Научиться тратить меньше своего дохода будет проще, если упорядочить заработок и траты. В бюджете учтите:

  •         источники получения денег (зарплаты, пособия, налоговые вычеты);
  •         категории расходов (платежи по аренде или кредитам, транспорт, продукты питания и прочие покупки);
  •         сумму, которую планируете отложить.

Что делать

Сначала просто старайтесь запомнить траты и фиксируйте их. Выберите сами, где это сделать удобнее: тетрадь, «экселевская» таблица или профильное приложение для смартфона – «Домашняя бухгалтерия» и подобные.

Сегментируйте расходы, разделяя их по типам:

  • фиксированные, которые не уменьшаются и не растут масштабно (арендная плата, кредитные платежи и другое);
  • переменные, суммы которых меняются от месяца к месяцу (расходы на транспорт, питание, одежду, отдых и прочее)

Также суммируйте по категориям свой доход. После 1-2 месяцев такого учёта трезво оцените затраты и доходы. Примите решение, на какую категорию можно расходовать поменьше и что именно из неё исключить. Планирование бюджета должно вестись таким образом, чтобы долю заработка вы могли отложить в копилку.

Упростить ведение бюджета поможет «Принцип 50-20-30».Он предусматривает следующее разделение финансов:

  • 50% дохода направьте на обязательные нужды: оплата жилищно-коммунальных услуг, аренда жилья либо внесение ипотечного платежа, покупка одежды, питание, транспорт до работы. В категорию питания здесь не учитываются рестораны и кафе;
  • 20% заработка составят ваш вклад в будущее — погашение образовательных, потребительских кредитов, формирование будущей пенсии с помощью индивидуального пенсионного плана, создание текущих сбережений;
  • оставшиеся 30% можно тратить на отдых: туристические поездки в отпуске, посещение кафе и кинотеатров.

Ещё одна техника управления деньгами называется “Метод шести кувшинов”. Все получаемые доходы делятся уже на шесть категорий:

  • в первый кувшин следует направлять 55% заработанного и тратить на текущие потребности: коммунальные услуги, продукты питания, необходимые лекарства и медицина, транспортные расходы;
  • второй кувшин составит 10% дохода, они пойдут на развлекательные траты: поход на концерт, спа-процедуры, загородный отдых и прочее;
  • третий кувшин предназначен обеспечить вашу финансовую независимость — 10% дохода направьте на инвестирование, создание пассивного дохода;
  • четвёртый кувшин — ваш “образовательный запас”. От заработка отчисляются 10% и направляются на образовательные цели, например прохождение обучающих курсов онлайн и прочие способы развития личности;
  • пятый кувшин составляет 10% и является фондом резерва для возможных крупных трат, будь то покупка автомобиля, проведение ремонта и другое;
  • шестой кувшин содержит 5% заработка, которые пойдут на приобретение подарков и прочие благотворительные нужды.

Предложенные проценты являются оптимальными, но не обязательными. Окончательное распределение остаётся за вами в зависимости от потребностей.

  1.   Аккумулирование средств в «подушку безопасности»

Подушкой безопасности называют накопленную сумму на случай потери источника дохода и других финансовых трудностей. Экономисты подсчитали: в среднем подушка должна равняться трём ваших месячных доходов.

В семье с детьми объём подушки стоит увеличить ориентировочно до заработка за 6-12 месяцев. Неизвестно, сколько может продлиться “тёмная полоса”, а 0такой копилки хватит надолго.

Что делать

Ввести сбережения в привычку будет легче с правилом «сначала заплати себе». То есть, когда вы получаете зарплату или иной ежемесячный доход, вы сразу откладываете деньги и только после тратите остаток.

Как начать откладывать? Первым шагом станет открытие в банке сберегательного счёта с автоматическим пополнением. Хранение на банковском счёте приумножит деньги за счёт начисляемых процентов. Сколько откладывать из каждой заработной платы, будет зависеть от размера бюджета. Чётко осознайте: содержимое сберсчёта является неприкосновенным, не тратьте его на сиюминутные удовольствия.

Когда резерв подрастёт, вторым этапом станет его разделение на несколько валют. Часть оставьте в рублях, остальное разумно разделить между долларом, евро. Есть и защитные валюты — японская иена, швейцарский франк. Их курс стабилен даже в глобальные кризисы. Мультивалютность поможет в случае падения курса рубля — вы сохраните накопления за счёт роста других валют.

  1.   Вкладывание в будущее

Задумайтесь о пенсионных начислениях, даже если до пенсии ещё далеко. Присмотрите программу страхования, которая компенсирует ущерб от возможных рисков (потеря трудоспособности и прочее). Из приобретений в первую очередь пригодится техника, которая поможет больше зарабатывать, например, для звукорежиссёра это качественный микрофон.

Рекламные ролики и другие уловки маркетинга могут подтолкнуть к ненужной покупке. Но есть приёмы, которые помогут им противостоять.

«Тест незнакомца». Представьте, что некто предлагает бесплатно то, что вы хотите приобрести, либо взамен даёт эквивалентную денежную сумму. Если после размышления, вы выберете деньги, покупка явно была бы лишней.

Когда трудно определить, на самом ли деле нужна приглянувшаяся вещь, отложите срок покупки, к примеру, на сутки или даже пару-тройку дней. Покупательский пыл в ожидании утихнет и разум подскажет, покупать или нет.

Не подходите к покупкам, как средству самопоощрения. Вокруг множество источников удовольствия: поход в торговый центр можно заменить прогулкой по парку или расслабляющей ванной.Также отличным вариантом может стать просмотр любимого фильма или чтение интересной книги.

Резюме

Предложенные советы помогут вам поменять свой образ мышления на «денежный». То есть осмысленно подходить к тратам, формировать обеспеченное будущее, создавать новые источники дохода. Увеличить заработок поможет, к примеру, освоение дополнительной профессии с помощью образовательных курсов на https://bizfabrika.ru. Придерживайтесь перечисленных принципов – и правильное отношение к деньгам войдёт в вашу жизнь, а вместе с ним и долгожданное финансовое благополучие. Успехов Вам!

 

Читайте далее:

4
 


 

 
 
подпишитесь
на нас
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: