Эмпатия в психологии. Отличия эмпатии от сочувствия

Эмпатия — это важный элемент человеческих взаимоотношений, без которого снижается доверие, искренность и доброта в обществе. Многим должностным лицам она поможет правильно организовать свою работу.

Эмпатия простыми словами – это процесс осознанного переживания текущего состояния другого (чаще всего человека) существа.

Проявление эмпатии

Суть эмпатии

Понятие «эмпатия» появилось еще в конце XIX века, а первое достаточно четкое определение предложил З.Фройд в 1905 году. Он понимал под этим термином учет психического восприятия окружающей обстановки пациентом путем введения себя в подобное состояние и сравнения его ощущений с собственными.

В настоящее время под эмпатией принято считать способность человека осознанно воспринимать эмоциональное состояние другого человека и соизмерять его чувства со своими мыслями и поведением. Люди с развитой эмпатией называются – эмпатами.

Суть эмпатиии  достаточно близка к сочувствию, но имеет существенные различия. Сочувствие – это душевный отклик человека на чужие проблемы, попытка пожалеть страдающего. Эмпатия – осознанное восприятие состояния другого человека, в ее нейрофизиологическом механизме задействованы зеркальные нейроны. Эти клетки заставляют людей, например, переживать сильные эмоции при просмотре фильмов или чтении книг (плакать, смеяться и т. д.), устанавливать крепкие дружеские отношения. Эмпат не просто сочувствует, а полностью погружается в мир другого человека.

Развитая эмпатия очень важна в профессиональной деятельности. Психотерапевту она позволяет использовать технику эмпатического слушания для более полного понимания души пациента. Такое качество необходимо руководителям, медработникам, сиделкам, педагогам и другим людям, чья деятельность связана с постоянным общением и воспитанием.

Исследование эмпатии

Первые проявления эмпатии обнаруживаются практически сразу после рождения ребенка. Увидев смеющуюся маму, он начинает тоже улыбаться, т. е. хорошее настроение у матери передается и малышу. Взрослея, дети «обезьянничают», подражая и копируя поведение взрослых. Таким образом постепенно развивается эмпатия, т. е. ребенок пытается ставить себя на место взрослого. Классический пример: ребенок не подойдет к отцу, если видит на его лице признаки раздражения или злости. Он воспринимает эмоциональность родителя и корректирует свое поведение.

По мере взросления становится заметным влияние социальных факторов, развитие эмпатии замедляется без направленного тренинга. В результате появляется полное равнодушие к окружающим, что особо ярко проявляется у жителей мегаполисов, где социальные факторы наиболее сильны.

Нейрофизиологи развитие эмпатии связывают с активностью специфических нейронов головного мозга (зеркальных). Они воспринимают внешние сенсорные сигналы, сопоставляя их с заложенной в мозге памятью об эталоне. С учетом этого данные нейроны вносят коррективы в сигналы, подаваемые на двигательные нейроны. В результате достигается имитация поведения других людей или обучение путем подражания.

Установлено, что способность сопереживания заложена в нижней лобной извилине мозга и островке за счет функционирования гипоталамуса и поясной мозговой извилины. Эмпатический процесс возбуждается зрительными, звуковыми и обонятельными сигналами. Отклик на болевые ощущения другого человека возникает в результате активизации зрительных нейронов. При этом реакция усиливается на эмоции близких людей.

Эмпатия проявляется в результате эмоциональной реакции на внешние изменения состояния другого субъекта в форме поведения, мимики, жестов, речи. В принятой классификации она относится к зоосоциальным человеческим потребностям.

Виды эмпатии

  1. Эмоциональная. В этой разновидности задействованы проекционные и подражательные механизмы в ответ на двигательные и аффективные реакции другого субъекта.
  2. Когнитивная. Такая эмпатия основана на процессах интеллектуального характера. Используется сравнение, аналогия и т. д.
  3. Предикативная. В основе лежит способность предсказывать реакции другого индивидуума в определенной ситуации.

Развитая эмпатия выражается в виде активного соучастия в конкретной ситуации с другим человеком. Особыми формами проявления являются сопереживание и сочувствие. В первом случае эмпат отождествляет себя с другим человеком и испытывает те же переживания, полностью понимая его положение. Сочувствие — это вариант проявления сопереживания, когда эмпат выражает свои эмоции по поводу переживаний другого субъекта.

Уровень проявления эмпатии может быть: от небольшого отклика до полноценного вовлечения во внутренний мир партнера.

Уровни эмпатии

  1. Низкий уровень. Эмпатия базируется только на реакции зеркальных нейронов. В этом случае фиксируются только выраженные сигналы, которые сопоставляются с ранее наблюдаемыми реакциями человека.
  2. Средний уровень. Эмпат старается понять причины поведения другого человека, включая интеллектуальные центры, интересуется предысторией. Пытается поставить себя на место субъекта.
  3. Высший уровень. Задействованы все виды эмпатии. Эмпат способен быстро понимать состояние даже малознакомых людей, сопоставляя со своими мыслями. Он проводит анализ, погружаясь в эмоциональное состояние другого человека. Это позволяет сделать объективный вывод и оказать максимальную помощь.

Самым низким уровнем эмпатии – обладают люди, склонные к алекситимии, то есть затрудняющиеся описывать собственное состояние. Они не могут разобраться со своими эмоциями, а потому не способны понять состояние других людей. У них ограничена фантазия и способность к символизации, преобладает акцентирование на внешних факторах в ущерб внутренним мироощущениям.

Надзиратель без всякой эмпатии, спокойно наблюдает как его коллеги жестоко избивают заключённого

Принципы постижения психологичного состояния другого объекта

Для развития эмпатии надо понять важные нюансы. Этот процесс требует определенной уязвимости собственного «я» и овладения эмоциональным интеллектом. Суть заключается в возникновении необходимости перенесения в чужой мир, временно отстраняя свои собственные привычки и убеждения. Без этого не удастся увидеть иную реальность, в которой живет другой индивидуум.

Освоение эмпатии помогает строить долгосрочные, теплые отношения, основанные на взаимопонимании и доверии.

Развитие сопереживания

Самый простой способ соучастия – сочувствие. Однако оно не всегда обеспечивает нужное взаимопонимание, т. к. основывается лишь на жалости и попытке словесной поддержки страдающего. Более действенный вариант – сопереживание. Эмпат должен не только понять, что человеку тяжело, но и примерить его эмоциональное состояние на себя.

Что для этого нужно? Прежде всего, ставится четкая цель: не просто сочувствие, а действительное понимание сложившейся ситуации и причин эмоциональной реакции. Стоит проанализировать собственное сопереживание «киношному» герою. Ему не задаются вопросы, но зато известно состояние и предыстория возникшей ситуации. Далее, зритель подсознательно накладывает эти сведения на собственный внутренний мир. В результате часто возникает искреннее сопереживание, порой доводящее до слез. Все это надо проделать и в случае с реальным человеком. На повышенном уровне эмпатии сопереживание возникает вполне осознано, что позволяет оптимизировать свое поведение относительно страдающего субъекта.

Повышение доверительности

В налаживании доверительных отношений важную роль играет искренность и максимальная информационная осведомленность других о своей персоне. Они же, в свою очередь, дают возможность понять внутренний мир окружающих людей, что значительно облегчает овладение эмпатией.

Рассказывая о себе, человек решает следующие проблемы:

  1. Расширение пространства для общения. Это помогает лучше понять окружающих людей.
  2. Взаимообмен. Собеседник инстинктивно раскрывается и начинает более откровенно говорить о себе.
  3. Обоюдное развитие эмпатии. Взаимное доверие вызывает взаимопонимание, теплые отношения, а значит, приводит к сопереживанию в сложных ситуациях.

Конечно, степень доверительности информации зависит от близости собеседников. Начинать надо с простого. На вопрос «как дела?» не стоит просто отвечать «нормально». Лучше, не углубляясь в подробности, в нескольких словах рассказать о себе. Это обязательно вызовет ответную реакцию. Такое общение постепенно перерастет в доверительные отношения.

Оказание помощи

Важная особенность эмпата — желание оказать реальную помощь. Развивая эмпатию, надо стараться соблюдать несколько правил. Прежде всего, забыть о таких вопросах, как «Что Вам нужно?» или «Чем могу Вам помочь?». Настоящий эмпат должен сам разобраться в проблеме и предложить реальную помощь. Для этого придется ответить на вопрос о том, что нужно ему самому в конкретной ситуации, но с учетом чувственных особенностей другого человека.

Другой важный нюанс связан с инстинктом оказывать помощь, которая принесет выгоду и ему самому. От принципа «Я — тебе, ты — мне» следует отказаться. Искренняя помощь должна быть абсолютно безвозмездной. Главная выгода — доверительные отношения.

Реальная помощь может быть совсем не обременительной для эмпата. Часто достаточно дельного совета или звонка знакомому с просьбой помочь страдающему.

Искренность

Эмпатия — это то, что не терпит подделок. Ее невозможно заменить показным соучастием или сочувствием. Нельзя обманывать и притворяться. Настоящий эмпат отличается искренностью своих чувств и поведения. Они продиктованы полным пониманием чувств другого человека и погружением в его внутренний мир.

Упражнения на развитие эмпатии

В последнее время наблюдается резкое снижение уровня эмпатии у молодых людей. Специалисты это связывают с массовым увлечением Интернетом. Сокращение «живого» общения вызывает непонимание, низкую коммуникабельность, безразличие к окружающим.

Упражнения для развития эмпатии:

  1. Эмоциональный словарь. В виде своеобразной игры подростку предлагается завести записную книжку и вносить в нее свои эмоциональные ощущения в разных ситуациях. Психологи, например, определяют до 500 различных эмоциональных состояний. Подростку можно поконкурировать с ними, придумывая свою классификацию к записанным эмоциям. Ему будет это интересно, а в будущем поможет правильно разобраться с эмоциональными реакциями других людей.
  2. Развитие эмоционального интеллекта. В школе Фоксфорда используется простая методика: дописывание предложений. Видя у ребенка какую-либо эмоциональную реакцию (испуг, злость, восхищение и т. п.), попросите его дописать такое предложение: «Сейчас я чувствую …, потому что …». Перечитывание таких записей позволяет провести анализ, и правильно оценить возможную реакцию других людей.
  3. Ролевые игры. В эмпатии важно умение поставить себя на место другого субъекта. Для начала надо попросить ребенка составить список личностей, в которых он желает перевоплотиться. Далее ему следует предложить побеседовать, вообразив себя этим человеком. Можно пойти простым путем. Попросите подростка временно превратиться в конкретного соседского мальчика. Начиная с элементарных вопросов (как зовут, сколько лет, где живешь и т. д.), постепенно надо перейти к сложным вопросам, требующим анализа чужих мыслей и привычек. Совместное обсуждение таких бесед позволит развить понимание окружающих людей.

Эмпатия не связана с конкретными реакциями, а охватывает весь спектр эмоциональных ощущений. Эмпат оценивает общее своё состояние в совокупности, что позволяет правильно скорректировать свое поведение.

В идеальном обществе люди подсознательно владеют чувством соучастия и сострадания, позволяющим избегать конфликтных ситуаций и создающим атмосферу взаимопонимания. Именно эмпатия – становится инструментом, приближающим человеческие взаимоотношения к идеальным. Вопрос состоит в том, как ее развить в каждом человеке.

Психологи считают эмпатию нормой человеческих взаимоотношений, но ее уровень в последнее время значительно снизился. Для развития этого важного качества необходимы специальные занятия и внимательное отношение к окружающим.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
qvilon.ru
Комментарии: 2
  1. Аня

    А я ничего не чувствую

  2. Лорди

    Интересно было бы ещё, как эмпатируют люди разных характеров…

Добавить комментарий