Эмпатия — это важный элемент человеческих взаимоотношений, без которого снижается доверие, искренность и доброта в обществе. Многим должностным лицам она поможет правильно организовать свою работу.
Эмпатия простыми словами – это процесс осознанного переживания текущего состояния другого (чаще всего человека) существа.
Суть эмпатии
Понятие «эмпатия» появилось еще в конце XIX века, а первое достаточно четкое определение предложил З.Фройд в 1905 году. Он понимал под этим термином учет психического восприятия окружающей обстановки пациентом путем введения себя в подобное состояние и сравнения его ощущений с собственными.
В настоящее время под эмпатией принято считать способность человека осознанно воспринимать эмоциональное состояние другого человека и соизмерять его чувства со своими мыслями и поведением. Люди с развитой эмпатией называются – эмпатами.
Суть эмпатиии – достаточно близка к сочувствию, но имеет существенные различия. Сочувствие – это душевный отклик человека на чужие проблемы, попытка пожалеть страдающего. Эмпатия – осознанное восприятие состояния другого человека, в ее нейрофизиологическом механизме задействованы зеркальные нейроны. Эти клетки заставляют людей, например, переживать сильные эмоции при просмотре фильмов или чтении книг (плакать, смеяться и т. д.), устанавливать крепкие дружеские отношения. Эмпат не просто сочувствует, а полностью погружается в мир другого человека.
Развитая эмпатия очень важна в профессиональной деятельности. Психотерапевту она позволяет использовать технику эмпатического слушания для более полного понимания души пациента. Такое качество необходимо руководителям, медработникам, сиделкам, педагогам и другим людям, чья деятельность связана с постоянным общением и воспитанием.
Исследование эмпатии
Первые проявления эмпатии обнаруживаются практически сразу после рождения ребенка. Увидев смеющуюся маму, он начинает тоже улыбаться, т. е. хорошее настроение у матери передается и малышу. Взрослея, дети «обезьянничают», подражая и копируя поведение взрослых. Таким образом постепенно развивается эмпатия, т. е. ребенок пытается ставить себя на место взрослого. Классический пример: ребенок не подойдет к отцу, если видит на его лице признаки раздражения или злости. Он воспринимает эмоциональность родителя и корректирует свое поведение.
По мере взросления становится заметным влияние социальных факторов, развитие эмпатии замедляется без направленного тренинга. В результате появляется полное равнодушие к окружающим, что особо ярко проявляется у жителей мегаполисов, где социальные факторы наиболее сильны.
Нейрофизиологи развитие эмпатии связывают с активностью специфических нейронов головного мозга (зеркальных). Они воспринимают внешние сенсорные сигналы, сопоставляя их с заложенной в мозге памятью об эталоне. С учетом этого данные нейроны вносят коррективы в сигналы, подаваемые на двигательные нейроны. В результате достигается имитация поведения других людей или обучение путем подражания.
Установлено, что способность сопереживания заложена в нижней лобной извилине мозга и островке за счет функционирования гипоталамуса и поясной мозговой извилины. Эмпатический процесс возбуждается зрительными, звуковыми и обонятельными сигналами. Отклик на болевые ощущения другого человека возникает в результате активизации зрительных нейронов. При этом реакция усиливается на эмоции близких людей.
Эмпатия проявляется в результате эмоциональной реакции на внешние изменения состояния другого субъекта в форме поведения, мимики, жестов, речи. В принятой классификации она относится к зоосоциальным человеческим потребностям.
Виды эмпатии
- Эмоциональная. В этой разновидности задействованы проекционные и подражательные механизмы в ответ на двигательные и аффективные реакции другого субъекта.
- Когнитивная. Такая эмпатия основана на процессах интеллектуального характера. Используется сравнение, аналогия и т. д.
- Предикативная. В основе лежит способность предсказывать реакции другого индивидуума в определенной ситуации.
Развитая эмпатия выражается в виде активного соучастия в конкретной ситуации с другим человеком. Особыми формами проявления являются сопереживание и сочувствие. В первом случае эмпат отождествляет себя с другим человеком и испытывает те же переживания, полностью понимая его положение. Сочувствие — это вариант проявления сопереживания, когда эмпат выражает свои эмоции по поводу переживаний другого субъекта.
Уровень проявления эмпатии может быть: от небольшого отклика до полноценного вовлечения во внутренний мир партнера.
Уровни эмпатии
- Низкий уровень. Эмпатия базируется только на реакции зеркальных нейронов. В этом случае фиксируются только выраженные сигналы, которые сопоставляются с ранее наблюдаемыми реакциями человека.
- Средний уровень. Эмпат старается понять причины поведения другого человека, включая интеллектуальные центры, интересуется предысторией. Пытается поставить себя на место субъекта.
- Высший уровень. Задействованы все виды эмпатии. Эмпат способен быстро понимать состояние даже малознакомых людей, сопоставляя со своими мыслями. Он проводит анализ, погружаясь в эмоциональное состояние другого человека. Это позволяет сделать объективный вывод и оказать максимальную помощь.
Самым низким уровнем эмпатии – обладают люди, склонные к алекситимии, то есть затрудняющиеся описывать собственное состояние. Они не могут разобраться со своими эмоциями, а потому не способны понять состояние других людей. У них ограничена фантазия и способность к символизации, преобладает акцентирование на внешних факторах в ущерб внутренним мироощущениям.
Принципы постижения психологичного состояния другого объекта
Для развития эмпатии надо понять важные нюансы. Этот процесс требует определенной уязвимости собственного «я» и овладения эмоциональным интеллектом. Суть заключается в возникновении необходимости перенесения в чужой мир, временно отстраняя свои собственные привычки и убеждения. Без этого не удастся увидеть иную реальность, в которой живет другой индивидуум.
Освоение эмпатии помогает строить долгосрочные, теплые отношения, основанные на взаимопонимании и доверии.
Развитие сопереживания
Самый простой способ соучастия – сочувствие. Однако оно не всегда обеспечивает нужное взаимопонимание, т. к. основывается лишь на жалости и попытке словесной поддержки страдающего. Более действенный вариант – сопереживание. Эмпат должен не только понять, что человеку тяжело, но и примерить его эмоциональное состояние на себя.
Что для этого нужно? Прежде всего, ставится четкая цель: не просто сочувствие, а действительное понимание сложившейся ситуации и причин эмоциональной реакции. Стоит проанализировать собственное сопереживание «киношному» герою. Ему не задаются вопросы, но зато известно состояние и предыстория возникшей ситуации. Далее, зритель подсознательно накладывает эти сведения на собственный внутренний мир. В результате часто возникает искреннее сопереживание, порой доводящее до слез. Все это надо проделать и в случае с реальным человеком. На повышенном уровне эмпатии сопереживание возникает вполне осознано, что позволяет оптимизировать свое поведение относительно страдающего субъекта.
Повышение доверительности
В налаживании доверительных отношений важную роль играет искренность и максимальная информационная осведомленность других о своей персоне. Они же, в свою очередь, дают возможность понять внутренний мир окружающих людей, что значительно облегчает овладение эмпатией.
Рассказывая о себе, человек решает следующие проблемы:
- Расширение пространства для общения. Это помогает лучше понять окружающих людей.
- Взаимообмен. Собеседник инстинктивно раскрывается и начинает более откровенно говорить о себе.
- Обоюдное развитие эмпатии. Взаимное доверие вызывает взаимопонимание, теплые отношения, а значит, приводит к сопереживанию в сложных ситуациях.
Конечно, степень доверительности информации зависит от близости собеседников. Начинать надо с простого. На вопрос «как дела?» не стоит просто отвечать «нормально». Лучше, не углубляясь в подробности, в нескольких словах рассказать о себе. Это обязательно вызовет ответную реакцию. Такое общение постепенно перерастет в доверительные отношения.
Оказание помощи
Важная особенность эмпата — желание оказать реальную помощь. Развивая эмпатию, надо стараться соблюдать несколько правил. Прежде всего, забыть о таких вопросах, как «Что Вам нужно?» или «Чем могу Вам помочь?». Настоящий эмпат должен сам разобраться в проблеме и предложить реальную помощь. Для этого придется ответить на вопрос о том, что нужно ему самому в конкретной ситуации, но с учетом чувственных особенностей другого человека.
Другой важный нюанс связан с инстинктом оказывать помощь, которая принесет выгоду и ему самому. От принципа «Я — тебе, ты — мне» следует отказаться. Искренняя помощь должна быть абсолютно безвозмездной. Главная выгода — доверительные отношения.
Реальная помощь может быть совсем не обременительной для эмпата. Часто достаточно дельного совета или звонка знакомому с просьбой помочь страдающему.
Искренность
Эмпатия — это то, что не терпит подделок. Ее невозможно заменить показным соучастием или сочувствием. Нельзя обманывать и притворяться. Настоящий эмпат отличается искренностью своих чувств и поведения. Они продиктованы полным пониманием чувств другого человека и погружением в его внутренний мир.
Упражнения на развитие эмпатии
В последнее время наблюдается резкое снижение уровня эмпатии у молодых людей. Специалисты это связывают с массовым увлечением Интернетом. Сокращение «живого» общения вызывает непонимание, низкую коммуникабельность, безразличие к окружающим.
Упражнения для развития эмпатии:
- Эмоциональный словарь. В виде своеобразной игры подростку предлагается завести записную книжку и вносить в нее свои эмоциональные ощущения в разных ситуациях. Психологи, например, определяют до 500 различных эмоциональных состояний. Подростку можно поконкурировать с ними, придумывая свою классификацию к записанным эмоциям. Ему будет это интересно, а в будущем поможет правильно разобраться с эмоциональными реакциями других людей.
- Развитие эмоционального интеллекта. В школе Фоксфорда используется простая методика: дописывание предложений. Видя у ребенка какую-либо эмоциональную реакцию (испуг, злость, восхищение и т. п.), попросите его дописать такое предложение: «Сейчас я чувствую …, потому что …». Перечитывание таких записей позволяет провести анализ, и правильно оценить возможную реакцию других людей.
- Ролевые игры. В эмпатии важно умение поставить себя на место другого субъекта. Для начала надо попросить ребенка составить список личностей, в которых он желает перевоплотиться. Далее ему следует предложить побеседовать, вообразив себя этим человеком. Можно пойти простым путем. Попросите подростка временно превратиться в конкретного соседского мальчика. Начиная с элементарных вопросов (как зовут, сколько лет, где живешь и т. д.), постепенно надо перейти к сложным вопросам, требующим анализа чужих мыслей и привычек. Совместное обсуждение таких бесед позволит развить понимание окружающих людей.
Эмпатия не связана с конкретными реакциями, а охватывает весь спектр эмоциональных ощущений. Эмпат оценивает общее своё состояние в совокупности, что позволяет правильно скорректировать свое поведение.
В идеальном обществе люди подсознательно владеют чувством соучастия и сострадания, позволяющим избегать конфликтных ситуаций и создающим атмосферу взаимопонимания. Именно эмпатия – становится инструментом, приближающим человеческие взаимоотношения к идеальным. Вопрос состоит в том, как ее развить в каждом человеке.
Психологи считают эмпатию нормой человеческих взаимоотношений, но ее уровень в последнее время значительно снизился. Для развития этого важного качества необходимы специальные занятия и внимательное отношение к окружающим.
А я ничего не чувствую
Интересно было бы ещё, как эмпатируют люди разных характеров…