Что такое метамодель НЛП и упражнения для её развития

Метамодель нлп необходима для того чтобы собеседники могли лучше понимать друг друга, не догадываясь и не фантазируя о том, что каждый из них имел в виду. То есть, она помогает получить максимально достоверную информацию, не искаженную, и не утерянную в процессе общения.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! Метамодель нлп необходима для того чтобы собеседники могли лучше понимать друг друга, не догадываясь и не фантазируя о том, что каждый из них имел в виду. То есть, она помогает получить максимально достоверную информацию, не искаженную, и не утерянную в процессе общения.

Немного общей информации

Знаете о размышлениях на вечные философские темы, к примеру, что такое любовь? Так вот, думаю, не открою вам секрет, что у каждого существует своё понимание и определение её. Только вот в общении редко кто вдаётся в подробности о том, как именно он её понимает и измеряет, используя, так называемое «сжатие». И со временем в такой паре могут возникнуть конфликты и разочарования из-за того, что люди изначально не прояснили, что каждый вкладывает в это понятие. И таких примеров, ситуаций множество.

Поэтому в 1975 году Джон Гриндер вместе с Ричардом Бэндлером разработали метамодель, которая помогает с помощью определённых вопросов не только максимально близко понять, о чём говорит собеседник, но и реорганизовать собственные переживания и вообще, ощущения.

А это необходимо, допустим, при ведении переговоров, чтобы всё-таки прояснить необходимые моменты и прийти к взаимовыгодному соглашению, в продажах, ведь важно знать, что именно желает клиент, иначе он покинет магазин без покупок, в личной жизни и вообще, при любых ситуациях, где присутствует собеседник.

Сама метамодель – это одна из техник НЛП, языковая, имеющая в своём арсенале уточняющие вопросы, с помощью которых и происходит прояснение. Итак, давайте рассмотрим её более подробно.

Структура

Состоит из глубинной и поверхностной структуры. Что это значит?

Глубинная – это попытка передать свои ощущения и переживания другому человеку, только порой одна часть из них является неосознанной, а для другой не находится подходящих слов. К примеру, это как описать словами 3 д картинку, объёмно и с разных ракурсов.

Ведь бывали у вас ситуации, когда хотелось рассказать о своих чувствах, но какие бы слова не использовали, всё равно не выходило так полно и ярко, что приходилось подключать действия, сравнения и примеры?

А вот поверхностная структура как раз и состоит из этих формулировок и высказываний, чтобы помочь «достать» информацию из глубин подсознания. Но прежде, чем собеседник получит необходимую информацию, она пройдёт, так называемый, процесс моделирования, который состоит из трёх этапов: опущение, обобщение и искажение.

Давайте рассмотрим каждый подробнее.

  • Опущение. Когда часть материала считается незначимой, поэтому игнорируется, отчего важным становится восстановление утраченного.
  • Обобщение. Когда путём формирования стереотипов появляются различные ограничения, справиться с которыми может помочь только дин способ – выйти за границы, чтобы протестировать реальность, какая она есть на самом деле, а не в фантазиях.
  • Искажение. Создаётся неправильная формулировка, из-за которой меняется весь смысл, поэтому важно восстановить исходную и верную структуру.
    У каждого из этих этапов есть свои паттерны, которые я представила схематично. Таблица поможет посмотреть на них более объёмно и объёктивно.

 

структура метамодели НЛП

Упражнения

  1. Поиграйте в детектива. Возьмите за источник любую статью, новость, прочитайте внимательно и выпишите ряд вопросов, которые можно было бы задать. Так вы со временем научитесь более объёктивно оценивать ситуацию, лучше понимать её смысл и значение, а также не «идти на поводу» у ложных фактов.
  2. Для выполнения этого упражнения вам потребуются друзья или знакомые. Это называется «работа в тройках». Распределите между собой роли, которыми впоследствии будете меняться по кругу. Рассказчик обязан, соответственно, рассказать какую-либо историю, только намеренно искажая некоторые детали, упуская из виду важные нюансы, и, конечно же, используя обобщения. Поэтому в функции Оператора входит прояснить как можно больше, докопавшись до сути. На этот процесс отводится примерно 15 минут, которые может засечь третий участник, Наблюдатель. По завершению он даёт обратную связь, то есть говорит о переживаемых чувствах, мыслях и фантазиях, возникших, пока длился как монолог, так и диалог.
  3. А эта техника предполагает обратный процесс, то есть необходимо написать достаточно подробное сенсорное описание любой ситуации, после чего умышленно постепенно начинать его обобщать, применяя и искажение, и упущение. Например:
  • Сегодня я проснулся на полчаса позже положенного, из-за чего опоздал на учёбу.
  • Сегодня я опоздал на учёбу на полчаса.
  • Я сегодня опоздал на работу… и так далее.

Рекомендации

  1. Когда общаетесь и задаёте уточняющие вопросы, контролируйте свои невербальные проявления. Иначе, переборщив с интонацией и мимикой, вы будете больше похожи на следователя на допросе, а не человека, который пытается «услышать» и лучше понять собеседника. Посмотрите статью про невербальное общение, там подробно указаны все проявления чувств, благодаря которым вам станет проще понимать других людей без слов, а также отслеживать своё состояние.
  2. Применяйте таблицу в своей повседневной жизни не только по отношению к другим людям, но также и к себе. Обращайте внимание на то, как вы преподносите материал, на сколько вы ясны и понятны для окружающих. Поверьте, качество вашей жизни значительно повысится, если вас будут понимать. Но для этого стоит приложить усилий. Поэтому каждый раз, рассказывая о чём-то, не забывайте про себя осмысливать, на сколько точно вы сейчас выразились, уточняйте у других, верно ли вы их услышали и т.д.
  3. Будьте внимательны к количеству задаваемых вопросов, если их будет много, вас сочтут навязчивым и дотошным. Поэтому, если вашей целью не является вызвать негативные эмоции и оттолкнуть собеседника, контролируйте себя, а также реакции того, с кем общаетесь.
  4. Чтобы лучше понимать других людей, исследуйте для начала себя. А именно, какими метамоделями чаще пользуетесь, зачем вам это и почему выбрали именно эти способы. И самое главное – что вам даёт каждый из этапов моделирования? К примеру, некоторые люди избегают близости, сохраняя дистанцию и держа на расстоянии своей неясностью. Или, используя обобщения, им проще определить, как жить и действовать дальше за неимением опыта или боясь рисковать. А иногда пытаются привнести весомость своим словам с помощью утерянного перформатива.

Заключение

А напоследок хочу порекомендовать вам посмотреть статью «Можно ли управлять людьми при помощи НЛП  и какие для этого существуют техники воздействия». Сил вам, вдохновения и ясности в общении!

Материал подготовила Журавина Алина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
qvilon.ru
Добавить комментарий