Что вы представляете, когда слышите от кого-то о гиперактивности? Бегающего без остановки и везде сующего свой маленький нос ребенка? Дерганного подростка, воспринимающего весь мир в штыки? Неусидчивого непоседу-школьника, игнорирующего учителя прямо во время урока? В психологии и психиатрии гиперактивностью называется состояние человека и вовсе не обязательно ребенка, при котором активность и возбудимость превышают нормальные показатели. При этом, степень отклонения от нормы позволяет оценивать состояние, как поведенческое и психическое расстройство. Гиперактивность имеет стабильный, ярко выраженный эмоциональный фон и расценивается, как проявление нестабильности нервной системы.
Причины гиперактивности
Современная медицина уверенно выявляет наличие синдрома гиперактивности в раннем детском возрасте по набору характерных признаков. Еще до того, как ребенок сделает первые шаги, скажет первые слова, врач может сделать предварительные выводы о степени вероятности развития у малыша синдрома гиперактивности. В группе риска находятся:
новорожденные, получившие родовую травму в результате несвоевременного или неквалифицированного родовспоможения, неправильного поведения роженицы во время родов или иных обстоятельств, повлиявших на их течение и разрешение;
малыши, появившиеся на свет в результате преждевременных, стремительных или трудных родов;
дети перенесшие отравление свинцом, не получающие питания по возрасту или перенесшие некоторые инфекционные заболевания и получившие недостаточное лечение.
Стоит отметить, что от гендерной принадлежности возникновение синдрома гиперактивности тоже в какой-то мере зависит. Согласно официальной статистике, подтвержденной практическими данными детских психологических и психоневрологических центров, гиперактивность в четыре раза реже встречается у девочек, нежели у мальчиков.
Педиатры, неонатологи и детские неврологи связывают этот факт с более поздним развитием мозга у мальчиков. К тому же они, как правило, рождаются заметно крупнее девочек, что осложняет течение родов и увеличивает риски получения внутриутробной или родовой травмы.
Как распознать гиперактивность у детей?
Раньше считалось, что диагностировать синдром гиперактивности в раннем возрасте практически невозможно. Родители начинали бить тревогу только тогда, когда их малыш шел в первый класс. Такие дети игнорировали требования школьной дисциплины, не обладали усидчивостью и внимательностью, собранностью. На фоне одноклассников, чье развитие находилось в рамках нормы, такие отклонения становились сразу заметны. Естественно, все эти проблемы автоматически сказывались на успеваемости ученика. Сегодня же диагностировать синдром гиперактивности можно уже в два-три года.
Гиперактивность и синдром дефицита внимания
Практически никогда психические и неврологические отклонения не обходятся без целого набора сопутствующих состояний, отклонений и заболеваний. И гиперактивность очень часто сочетается с синдромом дефицита внимания. Такой «симбиоз» принято обозначать аббревиатурой — СГДВ. Для точной диагностики этого состояния требуется подтверждение наличия у ребенка минимум шести из девяти обязательных признаков:
- Ребенку сложно сосредоточиться на определенном предмете, отдельных его деталях.
- Выполнение любого действия сопряжено с небрежностью, неизбирательностью.
- Отсутствует собранность, целеустремленность, ребенок не может довести до конца ни одно начатое дело.
- Рассеянность и игнорирование обращения в его адрес.
- Категорическое нежелание выполнять задания, которые требуют умственной работы.
- Невозможность сосредоточиться на определенной задаче, потеря внимания и концентрации, постоянное отвлечение от поставленной цели на любые внешние раздражители.
- Неорганизованность, неумение соблюдать временные рамки, заданные распорядком дня.
- Склонность к частой смене занятий, хаотичный выбор, не обусловленный осознанной заинтересованностью.
- Забывчивость в повседневной жизни.
Если хотя бы две трети этих признаков у ребенка наблюдаются постоянно, врач может поставить обоснованный диагноз и назначить подходящее возрасту лечение.
Последствия гиперактивности
Сложности с обучением — далеко не единственные проблемы, которыми может обернуться гиперактивность в случае ее позднего диагностирования или игнорирования возможности лечения в раннем возрасте.
Гораздо серьезнее может оказаться невозможность полноценного общения со сверстниками и взрослыми, отсутствие социальной адаптированности. Не социализированный ребенок с возрастом становится проблемой не только для окружающих, но и для себя самого. Общество не принимает людей с непредсказуемым поведением, нестабильной психикой и нетипичной реакцией, справедливо опасаясь их и отторгая. На этом фоне низкие оценки и слабые навыки письма уже не выглядят столь удручающе.
Не путать с невоспитанностью!
Ввиду особенностей проявления гиперактивности у детей, сочетание синдрома с импульсивностью часто путают с обычной педагогической запущенностью. Ребенок не в состоянии удержать себя на месте, он подпрыгивает, болтает ногами, ерзает, срывается с места и возвращается назад, перебивает взрослых и спорит со сверстниками. Дождаться своей очереди для них — непосильная задача. От качества домашнего воспитания в данном случае мало что зависит, так как проблема кроется не во взаимоотношениях в семье, а в самом состоянии ребенка.