9 Рекомендаций развития памяти у младших школьников

Девочка играет, развивая память

Здравствуйте, уважаемые читатели! У маленьких детей преобладает непроизвольное запоминание, то есть, без осознания и прикладывания волевых усилий.

Но в первом классе им необходимо уже воспроизводить материал, опираясь на произвольную память, которая в этот период становится ведущим психическим процессом.

И чем раньше вы начнёте уделять ей внимание, тем проще ребёнку будет учиться. Сохраняя при этом интерес к познанию путём получения удовольствия от собственной успешности.

Ведь лишь небольшой процент людей неудачи мотивируют выкладываться больше. Так что, если обучение даётся нелегко, у малыша может возникнуть сопротивление, а это принесёт немало сложностей, как вам, так и ему.

Поэтому сегодня мы поговорим о том, каким образом лучше всего обеспечить развитие памяти младших школьников.

Рекомендации

Интерес

Занятия старайтесь проводить в игровой форме. Потому что на монотонную деятельность в таком возрасте ребёнок не способен. Плюс ко всему, и он, и вы должны быть в хорошем настроении. Иначе любая ошибка может вызвать бурю негативных эмоций, которые впоследствии будут ассоциироваться с выполнением упражнений.

Так что потрудитесь, чтобы игры были не только интересны, но и постоянно сменяли одна другую. И, что немаловажно, соответствовали интересам малыша. Допустим, мальчишке, который питает страсть к роботам, придумывать задания, где будут они выступать в главной роли, вместо машин, самолётов и прочего.

Внимание

Когда человек не внимателен, ему достаточно сложно не только концентрироваться, но и задерживаться на одном предмете такое количество времени, за которое удастся хорошо его изучить. Поэтому и возникают сложности при попытке что-то вспомнить.

Так что развитие должно быть комплексным, тогда оно будет гармоничным.

Девочка с книгой

Осознание

Чтобы у малыша был мотив заниматься, объясняйте ему, для чего это вообще необходимо делать. Как ему это поможет в жизни. Только причины должны быть понятными и близкими ему. Про работу, к примеру, говорить пока рано. Для него это совсем далёкое будущее, а значит, времени к нему подготовиться ещё полно, можно не особо стараться.

Поощрение

И, конечно же, поощряйте своего дошкольника или младшего школьника. Не обязательно обещать купить игрушку и прочее. Порой достаточно похвалы за усердие и правильность выполненных упражнений.

Можно завести отдельный блокнот, так сказать, дневник успехов и вклеивать в него смайлs с различными эмоциями в зависимости от того, как он справился с поставленной задачей.

Упражнения

Ассоциации

Называйте малышу произвольно какие-то слова, к которым он должен будет придумать свои ассоциации. И не просто придумать, но и нарисовать их. Предупредите, чтобы картинки были совсем маленькими, потому что времени на их создание толком не будет.

Быстренько что-то изобразил, чтобы ему было понятно, и потом назвал их. В таком порядке, в каком диктовали вы.

Помимо того, что развивается зрительная память, так ещё и образная, то есть, фантазия.

Между прочим, этот метод используют даже взрослые при подготовке к выступлениям, студенты в качестве конспектирования, защиты дипломов и курсовых. Более подробную информацию вы получите, если перейдёте по этой ссылке.

История

Предложите список слов, с помощью которых он должен будет придумать историю. Самым маленьким подойдёт 5-6 слов, более старшим, например, уже первоклассникам, под силу справиться и с 10. Важно только, чтобы он их в своей истории использовал в таком же порядке, и мог в любой момент назвать.

Например, фрукты, сад, солнце, монета, радость.

Девочка, по имени Маша очень любила фрукты. Поэтому часто ходила в сад. Однажды, когда ярко светило солнце, она заметила, как что-то сверкает на земле. Подойдя ближе, она поняла, что это монета. Она испытала радость в этот момент.

Метод Цицерона

Он заключается в том, чтобы, опираясь на предметы, расположенные в хорошо знакомой комнате, запоминать последовательность своей речи. Он так называется потому, что был любимым способом подготовки к выступлению знаменитого оратора Цицерона.

Необходимо для начала определить для себя последовательность зон в какой-то части дома, обязательно статичных, постоянных. Например, если вы часто делаете перестановку мебели в зале – она не подходит, потому что малыш может забыть, когда и где что-то было расположено.

Определившись с местом, пусть выберет от 6 до 10 предметов, которые находятся рядом. Допустим, шкаф, возле шкафа стул, стол, а на нём лампа, кактус и монитор компьютера. Каждый из них поочередно пусть наделит предложенным словом.

А потом мысленно прогуляется по комнате. Кстати, это помогает укрепить долговременную память, особенно, если просить своего дошкольника хотя бы раз в неделю перечислять слова, что вы загадывали.

За более подробными инструкциями сюда.

Мама с дочкой медитируют на диване

Снежный ком

Слуховая память является разновидностью образной и требует не меньшего внимания. Суть игры «Снежный ком» заключается в том, что первый человек называет одно слово, второй его повторяет и добавляет своё. После чего задача следующего повторить предыдущие два, также добавив от себя третье. И так, пока кто-то не запнётся или ошибётся.

Плюсы в том, что играть можно любому количеству участников, даже если вас только двое и вы находитесь в дороге, на улице, в магазине и прочее.

Угадай-ка

Придумайте свою игру, допустим, кто угадает, какая марка машины припаркована вдоль дороги. Либо, сколько шагов от начала здания, до его конца, какими цветами мигает вывеска магазина и так далее. Чтобы иметь возможность отвечать, и вам, и малышу придётся быть внимательными. Ведь кто знает, какой именно вопрос последует.

Тогда, прогуливаясь по городу, вы будете замечать те нюансы, на которые раньше бы совсем не заметили. Плюс непроизвольно будете запоминать эту вроде бы, на первый взгляд, не нужную информацию. Которая в дальнейшем очень даже пригодится.

Завершение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Напоследок хочу рекомендовать статью, в которой указано, как развить эйдетическую, то есть зрительную память.

Успехов вам, чтобы ваши занятия были в радость и удовольствие!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
qvilon.ru
Добавить комментарий