История создания и успеха мирового гиганта Nike

логотип Nike

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! В 1993 году Фила Найта – основателя компании Найк, объявили самым влиятельным человеком в мире спорта. И это был первый случай, когда такое звание получала личность не за спортивные заслуги, а за качественное производство инвентаря и обуви. История найк очень интересна, со взлётами и падениями, как, в принципе, и полагается в мире большого бизнеса.

История

Первый бизнес основателей компании

Началось всё в 1960 году, когда основатели Фил Найт и Билл Боурмэн ощутили на себе нехватку качественной обувки. Найт был бегуном в сборной Орегонского университета, и, являясь студентом, не мог себе позволить вещи актуального на тот момент брэнда Adidas. Цена на них была слишком завышена, а выступать было необходимо, и не просто выступать, а побеждать. А Билл был его тренером, поэтому проблема хорошей и доступной экипировки его также заботила. Местные компании предоставляли свою продукцию по вполне хорошим ценам, только вот для соревнований и усиленных тренировок она совсем не подходила, разваливаясь практически сразу и вызывая сильные боли в мышцах.

Однажды, находясь в поисках нужных «беговых туфель», а именно так их раньше называли, Фил понял, что в данный момент владеет миром спортивной обуви Adidas и Reebok, и никакой более доступной им альтернативы нет. Поэтому ниша качественной продукции по средним, реальным ценам свободна. Так он решился на создание собственного бизнеса, только вот на первое время ему не хватало финансов. А так как идею активно поддержал Билл, они совместно организовали компанию, дав ей название Blue Ribbon Sports.

В 1963 году Фил находит в Японии компанию Onitsuka и заключает с ней договор о поставках кроссовок для бега по очень приемлемой цене. Кстати, в тот момент официально Blue Ribbon Sports нигде не значилась, так как ещё не существовала, но Найт умудрился подписаться как её глава. Первые продажи совершались из фургона, потому что у ребят не было денег на открытие собственного магазина. За год они заработали 8 тысяч долларов, что было значительной суммой на то время. К примеру, кроссовки Adidas продавались по $30, а товары местных магазинов по $5.

Возникновение названия и логотипа

статуя богини Найки

В 1964 году они пригласили присоединиться Джеффа Джонсона, успешного менеджера по продажам. Ему совсем не понравилось название, так как не просто выговаривалось, да и запоминалось тоже. Он искал созвучное, короткое и символичное, которое достойно будет мирового брэнда. И им оказалось имя богини победы Nike, только читается оно немного не так, как мы привыкли, правильно будет [найки]. Благодаря Джеффу продажи действительно повысились, и настолько, что они смогли позволить себе открыть магазин, отказавшись от фургонной торговли.

В 1970 году таких магазинов уже было несколько, а в 1971 ребята получили свой первый миллион, завоевав признание и успех. Кстати, в этом году одна молоденькая студентка Кэролин Дэвидсон, получив гонорар в размере $30, придумала логотип для найка. Только поначалу он выглядел немного не таким, каким мы привыкли его видеть. «Свуш» (так называемая галочка) скрывал за собой буквы Nike, потом они были сверху, а в наши дни и вовсе исчезли. И символизировал «свуш» одно крыло богини.

Onitsuka, наблюдая стремительный успех своих заказчиков, решает выкупить права на их брэнд, и, получив отказ, грозит действовать не по правилам, выйдя на мировой рынок, чтобы вытеснить их вообще. Фил принял решение не пасовать, а просто расторгнуть договор, заключив его с другим поставщиком, Nisho Awai.  Onitsuka, кстати, попробовала претворить в реальность угрозы, в 1977 переименовав себя на ASICS, знакомый многим в наши дни. Название – это аббревиатура на латинском языке, которая переводится как «В здоровом теле здоровый дух».

Масштабирование

Эти сложности оказались очень полезными, как для основателей, так и для самого брэнда. Фил признавался впоследствии, что даже рад, что всё так произошло, иначе бы его корпорация не достигла таких масштабов. Чтобы в дальнейшем не возникало подобных ситуаций, ребята приняли решение запустить своё производство. Только для того, чтобы их брэнд стал лидером на мировом рынке, им необходимо было придумать что-то совсем инновационное и отличное от других. Выручил бизнес Билл, присмотревшись к вафельнице на кухне. Её рифлёная поверхность вдохновила создать кроссовки с точно такой же, рифленой подошвой. Такое новшество пришлось по вкусу не только обычным покупателям, но и спортивным звёздам, которые начали их использовать при подготовке к Олимпиаде.

Через год, в 1972 году прибыль составила уже 3 млн., а в 1973 руководство найки принимает решение открыть свой завод по изготовлению спортивной продукции, наняв 250 человек. Это помогло увеличить доход на 2 млн., а также сделать узнаваемой марку и в ближних странах.

Развитие Nike обеспечил новаторский подход к рекламе товара. Джефф с Биллом и Найтом решили предоставлять миру новые модели непосредственно перед началом каких-либо значимых соревнований и игр. Потому что лучшей рекламой послужат спортсмены, с которыми они заключат договор. Ведь болельщики готовы сделать очень много ради того, чтобы быть похожими на своих кумиров. А наблюдая, как модно смотрятся товары найка на болельщиках, люди, далёкие от спорта, захотят иметь в своём гардеробе такие же товары, яркие и удобные.

В 1977 финансовый оборот составил $25 млн., что вызвало необходимость в расширении. Теперь в их собственности оказалось ещё несколько заводов в США, а также в Азии.

Судьбоносные решения

красный кроссовок найк

В 1978, взяв во внимание проблемы и недочёты их основного соперника – Adidas, руководство найка запустило производство детских кроссовок, добавив также немного женских моделей. Ещё подписало соглашение с Джоном Макинроем, самым популярным теннисистом в те года, которое заключалось в том, что он на каждую игру должен был обувать продукцию только их фирмы.

Кстати, руководство nike приняло судьбоносное решение в 1979 году, которое повлияло на их ошеломляющий успех в наши дни, а именно использовать технологию, придуманную Фрэнком Руди. Уйдя из NASA, он занялся разработкой амортизирующей подушки для подошвы, которую носит половина человечества, известная как подушка Nike Air. Фрэнк изначально предлагал эту технологию многим корпорациям, но получил от всех отказ, заинтересовав только Фила, и Билла.

Конкуренция

В 1982 году был заключено соглашение с Английским футбольным клубом «Астон Вилла». Через год продажи стали падать, это связывают с тем, что на рынке активную конкуренцию стали составлять такие фирмы, как Puma, Asics и Adidas.А ещё Найт решил немного отойти от дел и передал права управления вице-президенту корпорации. Но в связи с падением прибыли, ему пришлось вернуться обратно на кресло гендиректора.

1984 год также оказался значимым. Появилась в продаже модель баскетбольной обуви, разработанной специально для известного всем Майкла Джордана. В те года он был на пике популярности, и каждый хотел носить такие же кроссовки, как у него. Эту линейку назвали именем баскетболиста Air Jordan. Только вот баскетбольная лига решила, что обувь привлекает слишком много внимания к себе своей яркостью, поэтому запретила Джордану использовать её во время матчей. Это ограничение добавило свой плюс для раскрутки торговой марки. Майкл, несмотря на запреты, продолжил соблюдать правила договора, просто выплачивая каждый раз штрафы в размере $1000.

Кризис в компании

слоган найк

1985 год оказался убыточным, и главам корпорации пришлось вносить кардинальные изменения, чтобы справиться с кризисом. Они решили сократить штат сотрудников, а также линейку выпускаемой продукции, все силы и финансы вложив опять-таки в рекламу. Через год финансовое положение не только выровнялось, но и принесло первый миллиард.

Чтобы привлечь внимание покупателей и выиграть конкуренцию у фирм, которые шли немного впереди, компания найк стала создавать полюбившиеся многим кроссовки AirMax c видимой воздушной камерой. Их владельцы могли увидеть, как там всё устроено внутри. Это решение принесло колоссальный успех, а «воздушная камера» стала визитной карточкой Найка. Как и лозунг «Just Do It».

По поводу его возникновения существует несколько легенд, самая интересная из которых имеет печальное происхождение. В 1977 году приговорённый к смертной казни убийца Гэри Гилмор, чтобы не томиться в ожидании смерти, крикнул исполнителям приговора «Let’s do it». Это вдохновило Дэна Вайдена, который как раз занимался рекламой и продвижением брэнда.

Было немало препятствий, с которыми приходилось справляться руководству корпорации. Например, однажды, в 90-х годах, группа подростков, увидев на обуви своего сверстника популярный логотип, убила его ради наживы. Немного позже стали появляться слухи, что на заводах задействованы дети, что вызвало переполох и массу критики.

Реклама и расширение компании

В дальнейшем найк придерживается дальше своей стратегии, по поводу привлечения знаменитых спортсменов и команд для рекламы товара. Они заключили договора с новой звездой баскетбола – Чарльзом Баркли, командой Chicago Bulls и игроком в гольф Тайгером Вудсом. С 1990-х годов активно открываются, так называемые магазины Niketown. Благодаря этому в 1998 оборот корпорации составлял практически $10 млрд. В 1999 году активный выход в СМИ укрепил позиции на рынке, появились онлайн-продажи, а видео ролики вызывали восторг у зрителей. Один из них, про Роналдиньо, даже завоевал «Серебряного льва» на фестивале в Каннах.

В 2004 году свой пост покидает Фил, место которого занимает Уильям Перез, но ненадолго, потому что уже через два года главой становится Марк Паркер. Потому что у Переза не было достаточно опыта в управлении столь масштабной компании, а приходилось действовать быстро и решительно, потому что Reebok потерпел крах и объединился с Adidas, превратившись в совсем серьёзного соперника. Да и периодические скандалы по поводу использования рабочей силы на заводах Азии иногда ставили под сомнение их деятельность в дальнейшем.

В 2007 году были приобретены права на Umbro, марку спортивной экипировки. Ведь практически у каждого футболиста красовалась эмблема Umbro во время игры, и это решение помогло обойти соперников-гигантов и принести ещё 18 млрд.

На сегодняшний день Найк выпускает помимо обуви и одежды, гаджеты для отслеживания потери калорий во время занятий спортом, светоотражающие куртки, головные уборы, термобелье и массу полезной, стильной и качественной продукции, став одним из лучших мировых производителей спортивных товаров.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Рекомендую для вдохновения на собственные свершения посмотреть статью «Реальные истории успеха большого бизнеса с мировым именем и как они начинали».

Материал подготовила Журавина Алина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
qvilon.ru
Добавить комментарий