Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мы поговорим о том, как научить говорить ребенка букву л. А также, каким образом проводить гимнастику и по каким причинам у него могут возникать проблемы с произношением этого звука.
Наиболее распространённые причины
Желательно, конечно, обратиться к специалисту. Логопед проведёт диагностику и сможет выявить не только причину, по которой ребёнок не выговаривает эту букву, но и подберёт упражнения, которые будут адаптированы непосредственно под его особенности, как физиологические, так и психические.
Иначе вы рискуете потратить и своё время, и своего чада зря, особенно, если тренировки проводите стабильно, а результата пока никакого.
- Короткая уздечка языка.
- Неправильная речь в семье, в частности, сюсюканье с малышом и искажение слов. Например «буоцька» вместо «булочка».
- Двуязычность семьи. Когда в одной семье представители разных культур, ребёнок может путать слова и звуки. Словно объединяя два языка в один, создавая свой отдельный.
- Дислалия – это нарушения речи при условии, что у ребёнка со слухом нет проблем, а также сложностей с артикуляционным аппаратом. В данном случае проявляется в виде нарушения произношения сонорных звуков.
Об остальных причинах более подробно вы сможете узнать, нажав на эту ссылку.
Варианты неправильного произношения
- Просто пропускает (ожка- ложка);
- Заменяет на «У» (уомон – лимон);
- Заменяет на «Й» (йук – лук);
- Правильно выговаривает твёрдую, но искажает мягкую «Л», либо наоборот.
Правильное положение органов артикуляционного аппарата
- Связки должны буквально вибрировать;
- Мягкое нёбо в таком положении, чтобы был закрыт проход в полость носа;
- Корень языка приподнят, его боковые стороны не прикасаются к коренным зубам, а кончик упирается в верхние зубы. Это необходимо, чтобы воздух свободно циркулировал;
- Положение губ меняется в зависимости от необходимости произносить гласные звуки, которые следуют после «Л», в случае, если ребёнок проговаривает целое слово.
- Челюсти расслабленны, между верхними и нижними зубами не должен быть большой зазор
Упражнения и гимнастика
Если искажения речи у вашего ребёнка незначительные и проблемы возникают только с «Л» – то вы вполне можете справиться и без логопеда.
- Для начала нужно подготовить все органы, которые участвуют в речи к занятиям в домашних условиях. Ваша задача – просто перечислить их. Например, вот у нас язычок – и вытягиваете его, шевелите из стороны в сторону. А вот у нас щёки – надуваете их и сдуваете, словно лопнули воздушный шарик.
- Как можно шире улыбаемся, а потом расслабляем губы.
- Изображаем разных животных, в частности цокаем, как лошадка, как индюк издаём «блблбл».
- Вытягиваем губы в трубочку и издаём «ууу», тянем его долго.
- Язычком достать до нёба и удерживать в таком положении как можно дольше.
- Пусть улыбнётся и слегка приоткроет рот, при этом касаясь кончиком языка верхних зубов. Он должен быть обязательно напряжен. После чего пусть попробует издать букву «Л». Если ему удастся достичь правильного положения органов, участвующих в речи, то и этот звук также получиться.
- Если предыдущее упражнение выполнить не удаётся, поиграйте в игру «лов». Для этого необходимо попросить малыша пропеть «А» и неожиданно прикусить зубами кончик языка, будто он словил его. И потом продолжать тянуть «А».
- Выполняется легко, алгоритм действий, как и в предыдущем варианте, только вместо «А» необходимо пропеть «Ы».
Завершение
Следите за тем, как вы сами разговариваете. Употребляйте как можно больше слов в своей речи, которые имеют твердую «Л» в составе. А также, старайтесь проводить занятия только тогда, когда у вас и вашего чада хорошее настроение. Чтобы не отбить желание тренироваться и учиться правильно говорить.
А если у него ещё и проблемы с буквой «Р», то нажимайте сюда.
Успехов вам и свершений!
Также, рекомендуем прочитать статью с методами развития памяти у детей.
Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина