Артикуляционная гимнастика для детей

Всем привет! Младенцу делают зарядку, массаж, учат плавать, чтобы помочь его мышцам расслабиться, либо наоборот, прийти в тонус. Чтобы в дальнейшем ему было проще освоить такие умения, как сидение или ходьба. То есть, его тело таким образом подготавливают к различным физическим нагрузкам, делают его более гибким или крепким.

Точно также необходима и логопедическая гимнастика для развития речи ребёнка. Важно тренировать язык, губы, голосовые связки и даже лёгкие, чтобы упростить ему задачу, когда подрастёт – быть понятным для окружающих.

Почему обязательно необходимо проконсультироваться со специалистом?

Нижеуказанная гимнастика подходит только для здоровых детей, у которых совсем нет никаких отклонений. Причём это касается не только артикуляционного аппарата, но и фонематического слуха. Если вы будете самостоятельно заниматься, учитывая тот факт, что у малыша существуют речевые трудности – вы просто потратите зря время и ресурсы.

К тому же, существует ряд заболеваний, при которых эта гимнастика категорически противопоказана, так как провоцирует приступы и осложнения. Например, при эпилепсии, судорогах.

Случается, что диагностировано поражение подкорковых узлов, либо височного отдела мозга – тогда наблюдаются нарушения слуха. В таком случае обязательно необходимо проконсультироваться с врачом, который направит к сурдологу, неврологу и прочим специалистам, которые специализируются в данной теме.

Они разработают индивидуальный план занятий, учитывая особенности вашего маленького человечка. Чтобы был не только смысл, но и толк в ваших тренировках.

Когда не стоит беспокоиться

Если вы заметили, что ваш малыш неправильно произносит какие-то слова, то не обязательно сразу же бить тревогу. Существует ряд распространённых искажений для детей в возрасте 2-3 лет, а то порой и 4. С ними легко справиться, особенно, если уделять время коррекции. А вот после 4 лет уже стоит обязательно отправиться на консультацию, это уже будет считаться отклонением от нормы.

Итак, наиболее распространённые дефекты, свойственные большинству детей:

  • Смягчение. Добавляет мягкий знак, когда он совсем не нужен (ньолик – нолик);
  • Замена шипящих (свабра – швабра);
  • Отсутствие шипящих (олудь – желудь), «р» (ыба – рыба);
  • Замена «р» на «й», «в», «ль» или «л» (кубик-лубик, вместо кубик-рубик», кйосечька – крошечка).Также «к» на «т» (тапот – капот)», «г» на «д» (долуби – голуби), звонких на глухие (суб – зуб);
  • Сокращение трудно выговариваемых, либо незнакомых слов (анзистор – транзистор);
  • Пропуск согласных, если их несколько подряд расположено (авиатура – клавиатура);
  • Перестановка слогов или звуков (старуха Шакопляк – старуха Шапокляк).

Девочка занимается с логопедом

Артикуляционная гимнастика

Повторять примерно по 8 раз, со временем усложняя нагрузку, длительность и количество.
  • Надуть и сдуть щёки, можно по ним похлопать, изображая лопнувший шар;
  • Почистить зубы, потом губы языком;
  • Поиграть, кто достанет языком до подбородка, щёк, носа;
  • Закрыв рот, постучать по верхним зубам языком. Можно отбивать ритм любимой песенки;
  • Изобразить слона, сложив и вытянув губы, словно хобот. Попробовать попить воду (не по-настоящему, а то подавится);
  • Кончиком языка поводить по внутренней стороне щёк, чтобы снаружи было видно, как он передвигается. Выполнять перед зеркалом, представляя, что это орешки катаются;
  • Вытянуть язык и сделать из него трубочку, чашечку, сложить пополам;
  • Изобразить звук парохода (напрячь челюсть и выдать «ы-ы-ы», слегка приоткрыв рот), паровоза (губы сложить в трубочку, чтобы получилось «у-у-у»).
  • Вдуть щёки, словно рыбка и максимально долго пробыть в этом положении.

Кстати, у нас на сайте, вы найдете еще больше артикуляционных упражнений и не только для детей.

Речевое дыхание

Ваша задача – научить его делать осознанный вдох и выдох, дуть, выпуская весь воздух из лёгких. Поэтому предлагаем такие игры, чтобы ему приходилось дуть. Только чтобы вдох делал носом, а выдох ртом, слегка округлив губы.

Например:

  • На маленький клочок ваты, либо бумаги, представляя, что это снежинка летает в воздухе;
  • Подвешенный на нитку бумажный самолётик, птичек, бабочек и прочее;
  • На пламя свечи, только так, чтобы оно не потухло. Либо наоборот, зажечь несколько свечей, которые необходимо задуть одновременно;
  • На ветряную мельницу, горячий чай, чтобы остудить, а также на ручки, чтобы их согреть;
  • На одуванчик, чтобы не осталось ни одной пушинки. Только это упражнение больше подходит детям 3 – 4 лет, меньше риск того, что он наоборот, сделает вдох, подавившись этими пушинками.
  • На бумажные кораблики во время купания, чтобы «пригнать» их ветром из одного края в другой.

Также пусть изобразит, как дышит собачка во время жары, понюхает цветочек, надует мыльный пузырь. Наберите в тазик воды и дайте ему трубочку, пусть устроит бурю, перевернув бумажные кораблики.

Фонематический слух

Стимулируйте прислушиваться к различным звукам, угадывая, что это может быть. Допустим, какие птички поют, что за шум, это проезжающая машина по улице, или работающая техника за стеной?

Приобретите игрушечные музыкальные инструменты, пусть пытается извлечь из них мелодию. И вообще, исследует, как звучат предметы мебели, посуда и так далее.

Разговаривайте, меняя интонацию и тональность, чтобы он повторял за вами. Пошепчитесь, будто у вас какой-то секрет, который никто не должен услышать, даже если находится совсем рядом.

Также можно ему завязать глаза повязкой и предложить угадать, что именно сейчас звучит. А сами в это время ударяйте по разным предметам, играйте на музыкальных инструментах. Совсем маленьким можно включать на телефоне животных.

Также полезно отбивать пальцами какой-то простой ритм, постепенно усложняя придуманную мелодию.

Дочка с мамой делают артикуляционную гимнастику

Рекомендации

  • Гимнастика направлена на развитие гибкости, подвижности языка, губ и нижней челюсти, а точнее, способности удерживать её в определённом положении. Так вот, если наблюдается малоподвижность языка – ни в коем случае не старайтесь его максимально загрузить работой. Для начала важно подобрать те упражнения, в которых он не активно участвует, а лишь занимает определённые положения, чтобы образовывался звук. И только потом переходить к динамическим.
  • Тренировку для губ можно проводить при любых сложностях.
  • Старайтесь, как можно раньше стимулировать ребёнка произносить какие-либо звуки. Это лучше всего делать с помощью игры. Например, переодевая его, всё время с ним разговаривайте. Перечисляйте и изображайте различных животных. Со временем он будет повторять за вами, незаметно для себя «работая» над речью.
  • Приступайте к тренировкам только когда у вас или малыша хорошее настроение. Чтобы сформировать позитивное отношение к ним и интерес к развитию. Иначе напряжение будет провоцировать сопротивление, что грозит, как конфликтом, так и ухудшением отношений.
  • Проявляйте фантазию и сопровождайте инструкции по технике выполнения упражнений интересными сказками, историями. Допустим, что у самолётика закончилось топливо, а пилоту необходимо долететь в лес к зайчишкам, доставить им морковку и подарки. Поэтому очень нужно помочь ему, то есть, хорошенько подуть, чтобы он взлетел.

Завершение

А напоследок хочу рекомендовать ознакомиться с этой статьёй. В ней указаны рекомендации о том, как научить малыша выговаривать букву «р», если возникли сложности с произношением.

Берегите себя и будьте счастливы!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

 


 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: