Рад вас приветствовать, уважаемые читатели блога! Сегодня хочу вам рассказать про знаменитого, успешного и влиятельного человека, который благодаря своему упорству и труду смог заработать миллиарды долларов, а именно о том, кто такой Ингвар Феодор Кампрад и нюансы из его жизни, моментами очень непростой и насыщенной.
История жизни и успеха
Детство
Вкратце информацию о нём, я уже публиковал в этой статье. И понял, что эта личность достойна пристального внимания, так как способна вдохновить любого человека на свершения. Итак, готовы?
Ингвар появился на свет 30 марта 1926 года в городе Эльмхульт, что на юге Швеции. Познать азы предпринимательства пришлось с самого детства, перенимая опыт у дедушки, владеющего фирмой, а затем у бабушки, которая его заменила после того, как её супруг не справился с переживаниями о предстоящем банкротстве, так как дела шли плохо. И, не предпринимая попыток спасти своё дело, он покончил жизнь самоубийством, переложив ответственность на хрупкие женские и детские плечи за свои решения, которые и привели к краху.
Бабушке удалось вывести фирму из «ямы», преподав очень важный урок Ингвару:
Никогда и ни за что не сдаваться, какой бы ужасающей и сложной трудность ни казалась.
Эта история отложила немалый отпечаток на сознании мальчишки, поэтому он уже со школьных лет зарабатывал деньги самостоятельно. Поначалу он возил из Стокгольма спички и карандаши, закупая их по оптовой цене и продавая одноклассникам и друзьям в несколько раз увеличивая цену. Часто катался по городу, предлагая свою мелочь случайным прохожим.
Как ни удивительно, но бабушка тогда активно поддерживала его начинающий бизнес. Когда не стало и её, родственники обнаружили большое количество всякой всячины, купленной у предприимчивого внука. Феодор заработал первые деньги в пять лет, умудрившись продать спички, купленные на деньги его тёти. И по его воспоминаниям, именно ощутив ту радость от первой зарплаты, он понял, что предпринимательство будет делом его жизни.
Становление мебельного бизнеса
Первый опыт
Феодор заработанные деньги совсем не тратил, не ходил на свидания, не играл в футбол. Подросток всё свободное время отдавал размышлениям о том, каким образом создать успешное дело и увеличить продажи. И в 17 лет созрел открыть фирму, по крайней мере, этого требовал его поставщик ручек, чулок и всякой мелочи. Но личного капитала на это дело ему не хватало, и, придумав предлог, что необходимо оплатить обучение, он одолжил денег у своего отца.
Но и на этом его помощь не закончилась, ведь подростку было всего 17 лет. В таком юном возрасте он не имел право оформлять документы на себя, так что икею записали на отца. Вот так в 1943 году появилась икеа, первая и очень маленькая фирма.
Первые два символа обозначают инициалы самого предпринимателя, а вот оставшиеся две имеют разные версии. Первая версия говорит о том, что Е- это Эльмахульт, название города, в котором он родился, а А – название деревни, в которой провёл детство (Agynnaryd).
В другом варианте оставшиеся две буквы обозначают название компании, которую спасла бабушка и церковного прихода, активным членом которой он был.
Поначалу икеа занималась всякой всячиной, особым спросом пользовались французские авторучки, приобретённые на финансы, взятые под ссуду в банке. Это был единственный опыт, больше кредитов он никогда не брал. Чтобы увеличить прибыль, подросток придумал и выпустил каталог своих товаров.
И это сработало, потому что, принимая заказ по почте, он отправлял его с помощью перевозчика молока, с которым договорился о так называемом «партнёрстве».
Креативный подход
Интересный и креативный подход к бизнесу проявился при открытии его магазина. Размышляя над тем, как заманить покупателей, владелец будущей корпорации придумывает хитрость: обещает каждому посетителю чашечку кофе с булкой. И это сработало, поставив под угрозу дальнейшее фирмы, потому что на открытие пришло больше тысячи человек. И каждый из них получил обещанное угощение.
Юный предприниматель осознал, что если соблазнять покупателя удовольствием и бесплатными поощрениями – это непременно его привлечёт. Эта концепция и легла в основу философии его компании. В дальнейшем в каждом магазине Икеа был открыт ресторан быстрого питания.
У посетителей была возможность отдохнуть и перевести дух перед дальнейшими покупками, а не желание поскорее найти необходимое и поехать домой подкрепляться.
Идея мебельного бизнеса
Идея заниматься именно мебелью возникла на почве соперничества. Однажды в газете, выписанной отцом, он увидел, что его главный конкурент рекламирует мебель. Феодору захотелось, во что бы то ни стало, обойти его. И возникший азарт, интерес и желание превосходства определили его судьбу в тот момент. А ещё тот факт, что в Швеции только очень богатые люди могли себе позволить даже простой стул.
Начинающему предпринимателю захотелось сделать доступными любые предметы интерьера, независимо от положения в обществе и накопленного капитала. Он даже сформулировал свою идею в такой лозунг: «Лучше я продам 600 стульев по низкой цене, чем 60 по высокой». Вскоре в ikea появились первые крупные товары – кресло и кофейный столик.
Интересный факт, принёсший изюминку его бизнесу и ставший его визитной карточкой – у каждого предмета мебели было своё название, а не числовой артикул. Придумывал эти имена лично Кампрад по причине заболевания, вызывающего нарушения в процессе чтения или письма, а именно дислексии. Говорят, что это «болезнь гениев». И на примере Кампрада я не могу с этим поспорить.
Идеи для роста компании
Он выпускает каталог, который назвал «Новости Икеа», основной аудиторией которого стали люди с низкими доходами, не имеющие возможность позволить себе роскошные предметы интерьера. Поначалу он делал заказы у местных владельцев фабрик, но в 50-х годах решился и приобрёл маленький полуразрушенный завод, и стал самостоятельно выпускать ещё более доступные товары. Это вызвало переполох не только в его городе, но и стране в целом.
Конечно же, этот ход ставил под угрозу существование других компаний, поэтому Национальная Шведская ассоциация продавцов мебели добилась того, что все лесозаготовители в стране прекратили деловые отношения с Ингваром. Но если бы его биография не пестрела сложностями и трудностями, вряд ли бы у Икеи был такой успех на сегодняшний день. Поэтому, наученный бабушкой бороться до последнего, он находит креативное решение: закупать нужные материалы для сборки у поляков. Что сделало его продукцию ещё доступнее.
Основатель корпорации с мировым именем на сегодняшний день уже тогда воспринимался как опасный и хитрый конкурент, несмотря на свой молодой возраст. Он хватался за любую идею, дорабатывая и применяя в своём бизнесе. Например, побывав в Америке, он заметил, что в крупных магазинах люди сами себя обслуживают, а потом вывозят товары к машинам самостоятельно, пользуясь тележками. А ещё оказалось, что они с удовольствием собирают шкафы, стеллажи и прочее, как конструкторы лего.
Рост компании
Использовав эти наблюдения, он стал выпускать специальную разборную мебель. Её легко было доставить в любую точку страны и мира, в силу того, что компактно умещалась в коробках. Процесс сборки упростил, составив подробные и простые инструкции, чтобы даже женщина могла без проблем справиться с ней. В 1963 году он открыл огромный магазин в пригороде Стокгольма. Это позволило сэкономить на оплате за землю, там она оказалась дешевле, чем в городе.
Было много пространства, чтобы организовать парковку, ведь предполагалось, что люди будут приезжать на машине, чтобы посвятить день прогулке и выбору необходимых материалов для дизайна. Цветовая гамма фасада изначально была в красно-белых тонах, но со временем все его торговые центры приобрели национальные цвета страны – жёлто-синие.
Выход на международный уровень
Состояние юного предпринимателя стремительно увеличивалось, и уже в 1969 году он открыл ещё один магазин, уже в Дании, а также распределительный центр на окраине Эльмхульта. Большое количество покупателей было обеспечено в силу того, что Икеа предлагала дешёвые багажники на машины, а в те года был просто автомобильный бум, люди готовы были преодолеть неимоверное количество километров, чтобы найти дешёвый и качественный товар. Это решение оказалось очень прибыльным, доход компании возрос в несколько раз всего лишь за год.
Магазин в Дании он назвал Kungens Kurva, и имел лишь один недостаток – слишком быстро закончилась продукция, потому что свыше тридцати тысяч шведов кинулись за покупками, каждому хотелось именной дешёвой продукции. Выходом из данной ситуации оказался совершенно новаторский ход – запустить всех клиентов на склад. Это оказалось настолько гениальной идеей, что многие современные компании повторяют эту стратегию.
Плюс он обустроил целые комнаты, рассматривая которые человек мог вдохновиться и понять, как именно хочется оформить свой дом. Теперь посетители будто находились в выставочном центре, имея возможность приобрести понравившийся товар. Девизом фирмы стал лозунг: «Есть идея есть икеа».
Завоевав внимание и выиграв конкуренцию в своей стране, настала пора выходить на международный рынок. Начать решил со Швейцарии, потом с Германии, Австрии… На сегодняшний день этот брэнд находится в каждой стране мира, за исключением Африки и части Азии.
Семья
Семья для него самое ценное, и понимать это начал Феодор ещё в детстве, замечая помощь, не только матери и отца, но и других родных, которые внесли свою лепту в его развитие. Дома они ему помогали упаковывать посылки, когда поступили заявки на его мелкую продукцию. Принимали телефонные звонки и решали вопросы, когда возникали претензии. Поэтому у него особое отношение к своим работникам, именно как к членам семьи, ведь начало его карьеры было среди близких и любящих людей, проявляющих заботу. И называли его не иначе, как «папа Ингвар».
Его биография насчитывает несколько браков, при чём, с первой женой он провёл всего три года, она не выдержала того, что все силы он отдавал работе. После развода у них остался приёмный ребёнок, с которым бизнесмену не давала общаться бывшая супруга, но через несколько лет она умерла, и он снова смог участвовать в жизни дочери. Чуть больше 10 лет он провёл в роли холостяка, и уже в 1963 женился на учительнице из Италии, Маргарете Стеннерт.
Через год появился первенец Питер, потом Йонас и Матиас. Сейчас они все работают на корпорацию отца. При чём, каждый из них умеет ценить деньги и жить экономно. К примеру, ещё, будучи студентом, Матиас корчевал деревья в родительской усадьбе наравне с рабочими, а получал меньше их. А когда женился, то спасался бесплатными обедами в столовой одного из отцовских мегамоллов, так как зарплаты на молодую семью совсем не хватало.
Экономный миллиардер
Кампрад старший славится своей скупостью, как ни какой другой миллиардер. Несмотря на своё состояние, он пользуется лет 15 одной машиной, за границей предпочитая общественный транспорт. Останавливается в гостиницах среднего уровня, стараясь наестся до отвала, если там включён завтрак, чтобы до вечера не пришлось тратится на еду. Практически вся мебель в его доме из его же корпорации, некоторая совсем потеряла твой товарный вид. Лично я беру с него пример и не считаю это скупостью.
К примеру, есть кресло, которым он пользуется 32 года, грязное и запыленное, но Феодор утверждает, что оно сохранило своё удобство и практичность, поэтому категорически отказывается от него избавляться. Может, его история успеха не была бы такой насыщенной и стремительной, если бы он относился по-другому к деньгам и комфорту. Но, как утверждает сам Кампрад, если бы он разбрасывался деньгами и жил в роскоши, то не смог бы смотреть в глаза своим сотрудникам, которых призывает экономить и беречь свои финансы.
Заключение
Напоследок напомню, что у Феодора нет высшего образования, что не помешало ему стать очень влиятельным человеком в мире. Он считал, что без энтузиазма невозможно добиться реализации своих планов и желаний, и я полностью с этим согласен. Так что сил и упорства вам в постановке и достижении целей! Лично для меня, истории таких людей как Ингвар Кампрад мотивируют и дальше трудиться и не опускать руки даже в самые сложные моменты жизни. На сегодня всё, дорогие друзья. А какое у вас мнение об основателе компании икеа? Жду ваших комментариев.