Здравствуйте, уважаемые читатели сайта! Эксперимент Марины Абрамович, под названием «Ритм 0», считается одним из наиболее жестоких и опасных для жизни. Он был задуман для того, чтобы показать истинную сущность человека.
А точнее, как быстро высоко духовная и моральная личность может быстро превратиться в человека, который руководствуется только инстинктами и совершенно не чувствует сострадания и жалости к себе подобным.
Отчего причиняет им боль без зазрения совести, моментами даже испытывая удовольствие.
Краткая биография
Югославская художница родилась 30 ноября 1946 года в Белграде. Детство её было совсем не беззаботным и радостным. Властная, жесткая мать, которая контролировала каждый шаг и сбежавший в другую семью отец.
Марина не знала любви, ласки, не ощущала поддержки и заботы. Возможно, это и стало причиной её потребности испытывать себя, исследовать свои психические и физические возможности, а также ограничения.
Подход к искусству достаточно серьёзен, так как практически всегда её перформансы балансируют на грани жизни и смерти. Порой, принося неимоверные страдания, на которые не каждый бы решился.
Подростковый период оказался не лучше детства, так как усложнился поиском собственной идентичности. Абрамович считала себя ужасной и носила огромные ботинки с металлической подошвой и уродливую юбку.
Завершала образ короткая стрижка под мальчика, что, в итоге, и служило для неё подтверждением собственной непривлекательности.
В возрасте 14 лет она, пытаясь заставить родителей оплатить ей пластическую операцию, сломала себе нос. Просто он ей казался огромным, а хотелось, чтобы как у Бриджит Бардо.
Суровость матери вынудила однажды в возрасте 29 лет сбежать из родного дома. Так как будучи замужней взрослой женщиной, ей необходимо было придерживаться строгих правил, которые царили в родительском доме.
Например, ни в коем случае не приходить домой после 22:00. Иначе грозит серьёзный скандал.
В 1980-х годах она даже жила в Австрии вместе с аборигенами. В племени, кстати, Абрамович вырастила детёныша кенгуру, побыв немного в роли матери.
От рождения собственных детей, кстати, она отказалась. Так как считала, что они мешают строить карьеру и ощущать вкус жизни.
Ритм 0
Перформанс – это вид искусства, когда художник, либо группа художников совершают какие-либо действия.
Вот, допустим, Марина, желая показать людям, насколько сильно они подвержены животным инстинктам, вплоть до потери человеческого облика.
Разложила перед своими зрителями 72 предмета, и предоставила им право обращаться с её телом, как захочется, используя их.
Ей было интересно узнать, что будет, если дать другому человеку власть над собой, то, что он будет делать и остановится ли, когда поймёт, что причиняет боль?
Да и вообще, до какой черты дойдёт, и в силах ли будет противостоять своему желанию получать удовлетворение от совершения насилия?
Этот эксперимент случился в Неаполе, в 1974 году. Длился с восьми вечера до двух часов ночи.
В комнате на огромном столе были разложены предметы, что доставляют удовольствие, а также те, что причиняют боль. Например, спички, перья, мёд, нож, ложка, цепь, пистолет, заряженный одним патроном и даже сахар.
Люди имели право самостоятельно выбрать, что им нравится и использовать по отношению к хрупкой сербской девушке. Да, Абрамович выступила в качестве объекта перформанса, взяв на себя всю ответственность за происходящее.
То есть, 6 часов зрители могли издеваться над ней, не отвечая потом перед законом за свои действия.
Как это было?
Начиналось всё хорошо, невинно и по-доброму. Участники пытались её поцеловать, вручали цветы, щекотали перьями. Они смущались и хохотали, не особо понимая, как быть в такой ситуации.
Но кто-то из толпы решился толкнуть художницу, и с того момента, поняв, что никакого наказания за действия не следует, и девушка не оказывает сопротивления, как и не реагирует – поведение окружающих резко изменилось.
К её интимным частям тела уже прикасались бесцеремонно. Разрезали ножом и бритвой одежду, оставив, в конце концов, нагишом. Отрезали волосы, пытали шипами роз, втыкая их в тело. Кто-то даже рискнул сделать надрез на шее и выпить из раны кровь.
Томас Макэвилли, художественный критик, был приглашён в качестве наблюдателя. Он рассказал, что изначально насилие было незначительным, постепенно набирая обороты в проявлении жестокости.
Марину развернули, подняли её руки вверх, пока, наконец, не решились толкнуть. И вот уже ровно через три часа она была голая, через четыре – с ранами от лезвий. Держа свои же фото в стиле ню в руках, что сделали участники в процессе.
В этот период её уже сексуально домогались, пока она неподвижно стояла и позволяла с собой делать то, что придёт в голову.
Кто-то взял пистолет, вставил его в руки девушки и положил её пальцы на курок. Но тут уже вмешались остальные очевидцы и забрали оружие. Эксперимент оказался чрезмерно жестоким ставил под угрозу жизнь Абрамович.
По прошествии шести часов художница словно «очнулась». Голая, изрезанная и замученная, она двинулась в сторону толпы.
Которая, между прочим, испугалась, ведь их игрушка могла снова управлять своим телом, отчего стало очень стыдно. Часть людей просто выбежала из комнаты. Те же, кто остался, просто не решались поднять глаз.
Марина же потом в интервью призналась, что ощущала себя настолько униженной, что в тот же вечер, попав в гостиницу и увидев себя в зеркале, обнаружила прядь седых волос.
Выводы
Художница задумала этот перформанс, так как желала получить ответы на вопросы о том, как человечество могло совершать такие жестокие поступки, как во времена Второй мировой войны. Потом повторять их в Сербии, Чечне…
Оказалось, если дать другому человеку волю, позволить себя обижать и причинять боль – он мгновенно утратит способность к сопереживанию. А вместе с этим, и свою человечность, несмотря на то, каким раньше добрым и отзывчивым считался.
Похожий страшный эксперимент проводился в Стэнфорде, учёные пытались выяснить, откуда берётся жестокость и может ли «нормальная» личность намеренно причинить страдания другому, ощутив свою власть над ним.
Как оказалось, может, ещё и перейдя все границы дозволенного. Так как исследование пришлось закончить преждевременно, в целях сохранения жизни и физического, а также психического здоровья участников, которым выпала роль заключённых.
В общем, переходите по этой ссылке, и вы получите более подробную информацию о происходящем.
Завершение
Югославская художница, кстати, не остановилась на Ритме 0. Она всю свою оставшуюся жизнь посвятила созданию шокирующих перформансов. Например, в 1997 году для Венецианской биеннале она перечистила 1500 говяжьих костей.
Это выглядело, как минимум, ужасающе. Девушка в окровавленной одежде сидит на груде костей с щёткой в руках и плача, поет сербские песни.
Зрители покидали помещение, поражённые до глубины души чужой болью и страданием. И уверена, недолго ещё могли забыть увиденное.
А на сегодня всё, уважаемые читатели! Обязательно подписывайтесь на обновления сайта, тогда вы ежедневно будете получать порцию новой и полезной информации!
Берегите себя и, конечно же, будьте счастливы!
Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина
И где здесь искусство? Садомазохизм и не более того…