Здравствуйте, уважаемые читатели блога! В этой статье я расскажу вам о волшебном инструменте, с помощью которого можно без особого труда добиться успеха в жизни. Привлечь внимание противоположного пола и легко убедить оппонентов в чем бы то ни было. Мы поговорим о харизме. Знаете ли вы, что это такое и каковы признаки харизмы?
Основные понятия
Харизма – это инструмент, который позволяет одним людям влиять на других, вызывать доверие, выглядеть в глазах определенной группы людей воплощением мудрости, успеха, таланта, красоты (не зря же слово «харизма»происходит от греческого «милость», «божественный дар»). Харизма присуща большинству публичных людей: артистам, бизнесменам, киноактерам, политикам.
Признаки харизмы могут быть врожденными и проявляться уже в раннем детстве. Помните, как распределялись роли в дворовых играх: кто-то был командиром отряда, а кто-то «подносил патроны».
А могут быть сформированы осознанно, достаточно зрелой личностью, развивающей и совершенствующей свой внутренний ресурс, который позволяет реализовывать поставленные цели в бизнесе, политике или личной жизни через влияние на окружающих.
Интерес к понятию «харизма» впервые возник в начале ХХ века в связи с изучением способов влияния на массовое сознание. Современная социология и психология часто акцентирует на необходимости его изучения как инструмента для формирования успешной личности.
Черты харизматичного человека
Человек, наделенный харизмой – это ярко выраженная индивидуальность. Специфика которой проявляется в темпераменте, характере, структуре способностей, увлечениях и даже в специфических привычках. Харизматичный человек легко создает эффект исключительности. Важно понимать, что подобный эффект действует в основном в пределах отдельной группы, для которой важно быть ведомой незаурядной личностью. При этом харизматичный лидер не пытается развеивать иллюзию, а старается соответствовать и даже превосходить ожидания группы.
Это, безусловно, лидер, хотя масштабы лидерства, и вектор его направленности могут быть различными. Скажем, Мария Ивановна, живущая на первом этаже соседнего с вами подъезда, способна лишь объединить и возглавить жильцов дома, поднять их на борьбу за чистые парадные. А сила харизмы таких личностей, как Махатма Ганди, Иосиф Сталин, Джорж Вашингтон или Адольф Гитлер трансформировала поведенческие реакции целых народов, значительной мерой повлияла на их историческую судьбу. Современная концепция лидерства меняется: лидерство ныне рассматривается как внутренняя стратегия, позволяющая полнее реализовать себя и (или) повлиять на группу, которая нуждается в человеке готовом взять на себя ответственность за принятые решения.
Личность, наделенная харизмой, отличается уверенностью в себе, как основой, базисом характера. Уверенность возникает, когда человек верит в реализацию поставленной цели и способен не отчаиваться из-за неудач, не взращивать многочисленные комплексы, а уметь выносить из проигрышей уроки и делать выводы. Ценнейшим качеством при этом является четкое осознание того, что ситуации не повторяются в полном объеме, что означает, что они (ситуации) всегда разные и шансы на успех, безусловно, есть.
Пример, Стив Джобс
Так, если бы в 1975 году Стива Джобса остановил отказ компании Hewlett-packard рассмотреть модель первого домашнего компьютера, неизвестно какой была бы судьба современной электроники. История Apple началась с внутреннего напора и уверенности в себе лидера, который сумел увлечь за собой не менее профессиональных и технически грамотных друзей – Стива Возняка и Рональда Уэйна. Последний, кстати, потеряв веру в успех, продал компаньонам свою долю уставного капитала за 800 долларов. Этот поступок Уэйн объяснил тем, что не смог «лететь по жизни вместе со смерчем энергии и устремленности, которым был Стив Джобс».
Искусство говорить красиво
Еще одной определяющей особенностью харизматичного человека являются коммуникативные способности, в том числе умение грамотно, эмоционально, ярко говорить.
Талантливый оратор апеллирует как к ментальной составляющей аудитории так и к эмоциям, заставляя мыслить в заданном направлении и переживать определенные чувства.
Выступления харизматического лидера чаще всего выстраиваются на основе историй. Это могут быть анекдоты, басни, поучительные рассказы, героем большинства из которых выступает сам оратор (в центре внимания предстают поступки, мысли, жизненные наблюдения и опыт) и которые выстраивают систему аргументов лучше любых статистических выкладок. Большинство историй, озвученных лидером, заточены под конкретную задачу, призваны повести к цели, не смотря ни на какие преграды. Подмечено, что особое влияние на аудиторию имеет выступление в форме проповеди.
К такой форме обращались легендарные харизматики ХХ века: Иосиф Сталин, Адольф Гитлер. Главной чертой выступлений такого типа является личностная составляющая – история, факты, аргументация подаются сквозь призму авторского осмысления, отражая собственное впечатление от озвученного, от презентуемой цели и путей ее реализации. Классическим образцом подобного выступления стала знаменитая речь Стива Джобса перед выпускниками Стэнфордского университета. В основе его спича была история из собственной жизни способная мотивировать и повести за собой к мечте: «Оставайтесь голодными! Оставайтесь безрассудными!»
Адольф Гитлер – фигура безусловно одиозная. Однако, на ораторском Олимпе прошедшего века занимает едва ли не главенствующую позицию. Его харизма была безусловной, хоть и с отрицательным сплином. В своих выступлениях, которые имели агрессивно-экспрессивный характер, он тонко реагировал на настроения слушателей и искусно ими манипулировал. Так в автобиографической книге «Mein Kampf» Гитлер цинично отмечал, что во время массовых собраний критическое мышление человека практически отключено и его вполне можно направить в нужное оратору русло. «Я пользуюсь этим состоянием, – замечает автор,- оно делает мои речи максимально воздействующими, и я посылаю всех на собрания, где люди превращаются в массу, хотят они того или нет. Я общаюсь с ними как с массой».
Думаю, что каким бы блистательным оратором не был этот исторический персонаж, сегодня мало кто хотел бы быть на него похожим. А вот личность Авраама Линкольна и, в частности, его речь на открытии Геттисбергского кладбища, вошли в анналы величайших достижений ораторского искусства. Известно, что автор, несмотря на крайне небольшой объем выступления (меньше странички), долго и тщательно над ним трудился и последний раз переписал уже перед самым мероприятием.
Особенности речи
Кроме содержания выступления харизматичного лидера отличает также темп речи: в большинстве своем он замедленный, с большими характерными паузами, возможными отклонениями от языковых норм и дефектами дикции.
Такие особенности, как известно, были в ораторском стиле Иосифа Сталина (сильный кавказский акцент), Фиделя Кастро (демонстративно замедленный темп речи), Уинстона Черчилля (заикание). Однако им это нисколько не мешало, поскольку их сверхзадачей было не просто донести до аудитории информацию, а заразить слушателей идеей, повести за собой.
Еще одним слагаемым харизмы является внешность. То, как человек выглядит, его мимика, жесты, стиль одежды в значительной мере составляют необходимый эффект, реакцию на личность. Такие люди узнаваемы в толпе, их облик неординарен. Им не нужно быть воплощением эталона красоты, чаще всего облик харизматика далек от идеала. Однако наших героев это ничуть не смущает. Скорее подстегивает или дает повод к самоиронии, что характеризует личность как самодостаточную и без комплексов.
Скажем, легендарный японский полководец XVI века Хидэеси Тоетоми, герой книги Китами Масао «Самурай без меча», с улыбкой вспоминает, что на протяжении долгих лет его называли не иначе как Обезьяна: «Я казался человеком, похожим на обезьяну, или обезьяной, похожей на человека». Тем не менее, даже такая, мягко говоря, необычная внешность не помешала (а местами и помогала) герою достичь поставленных целей и, оказаться на вершине социальной лестницы, создав образ элитарного лидера в японской культуре.
Разница между мужской и женской харизмой
Чем отличается мужская и женская харизма? Можно ли между ними «провести черту»?
Давайте вернемся в начало нашего разговора и посмотрим, чем определяется суть понятия «харизма». Это, в первую очередь, свойство, позволяющее доминировать, влиять на других людей. А разве одинаковые формы влияния на визави используют мужчины и женщины? Конечно же нет.
Феминный тип поведения коренным образом отличается от мускулинного.
Мужская
Мужчина традиционно воспринимается как завоеватель, который ретранслирует силовую доминанту: он контролирует, управляет, давит, преимущественно действует прямо. В книге известного американского психолога, признанного специалиста в заявленной области. (автор ведет лекции по теории лидерства в Йельском, Стэнфордском, Гарвардском университетах, обучает топ-менеджеров компаний из рейтинга Fortune 500) Оливии Фокс Кабейн «Миф о харизме» выведена достаточно спорная, но интересная формула мужской харизмы: Присутствие + Сила + Теплота.
Мужская харизма не предполагает сверхактивности в процессе коммуникации. Гораздо эффективнее – способность максимально концентрировать внимание на собеседнике, то есть реально присутствовать. Сила в данном контексте – это не гора мышц, а скорее внутренний потенциал. Тот ресурс, который позволяет мужчине принимать решения и нести за них ответственность. Но, едва ли, не главной в этой триаде качеств выступает именно теплота. Этот элемент мужской харизмы подделать практически невозможно. Человек, способный искренне сопереживать и поддерживать других всегда излучает магнетизм. Казалось бы все просто, но разумная и гармоничная эклектика этих составляющих создает мощную ауру влияния.
Женская
Женская харизма предстает как симбиоз, на первый взгляд, антагонистичных качеств: уверенность в себе и мягкость, твердость и легкость, эмоциональность и сдержанность. Харизматичная женщина не побежит сама коня на скаку останавливать и в горящей избе ей тоже делать нечего. Не станет, но может! Чувствуете разницу? Внутренняя сила, естественное обаяние, неординарность и состояние внутренней гармонии – вот главные черты женской харизмы. Они проявляются во взгляде, в пластике, в манере говорить. Этот коктейль создает сложные и неоднозначные харизматические образы. Они становятся брендами и ничем не уступают мускулинным: Коко Шанель, Мадонна, Фрида Кало, Эдит Пиаф.
Таким образом, изучив, почему харизматичные люди так сильно влияют на окружающих, мы с вами выяснили утешительную вещь. Чтобы стать харизматичным не обязательно получить приз матушки-природы. Харизма формируется, развивается и наращивается. А вот тому, как это делать на практике, вы можете прочитать в статье: “Как стать харизматичным человеком на фоне 90% людей”.
Будьте харизматичными и к вам потянутся люди