Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! Метод Исикавы придумал Каору Исикава, профессор Токийского университета и основатель школы менеджмента, а также специалист по качеству. Давайте рассмотрим, чем он полезен, и как им пользоваться.
Возможности и особенности
Диаграмму Исикавы называют ещё методом «рыбьей кости» и «анализом корневых причин». Представлена в виде диаграммы, благодаря которой появляется возможность исследовать и выявить факторы негативных последствий какой-то деятельности или процесса, а также предвосхитить и предотвратить их возникновение в дальнейшем. Чаще всего её используют для разработки новой продукции, идей или технологий, а также, чтобы прояснить сложности в предоставлении услуг, изготовлении изделий, поломке оборудования и прочее.
Основные преимущества:
- Даёт возможность сконцентрироваться на самом содержании возникшей сложности;
- Благодаря ей в коллективе может возникнуть дискуссия, в ходе которой обозначаются слабые места, подводные камни и другие сложности всей рабочей системы. Вследствие мозгового штурма по поводу преодоления препятствий высокая вероятность получить креативное и эффективное решение проблемы;
- Доступна к пониманию и применяется в любых ситуациях;
- Создается эффект коллективного знания, когда все сотрудники разных уровней включены в процесс и в зависимости от своей должности и компетентности могут вносить изменения. Допустим, менеджер не особо может владеть информацией о точном составе материала изготавливаемой продукции, поэтому ориентироваться будут больше на мнение сотрудников, которые отвечают непосредственно за условия хранения и качество товара, закупки сырья и прочее;
- Причины неурядиц формируются в отдельные категории, что очень удобно при обсуждении. Люди, отвечающие за них, могут поочередно включаться в процесс, давая возможность отдохнуть остальным.
Алгоритм действий и рекомендации
1. Цель
Первым делом необходимо согласовать саму формулировку проблемы или цель со всеми участниками анализа корневых причин. Иначе разногласия, возникшие в процессе, сделают невозможным получение необходимого результата.
2. Оформление
- Выберите удобный для вас материал, на котором будете рисовать «рыбий скелет», это может быть обычный лист бумаги, доска и прочее.
- Чтобы улучшить эффективность восприятия, саму проблему укажите в правой стороне листа, а влево проведите горизонтальную линию, от которой будете рисовать диагональные маленькие стрелки, отвечающие за главные проблемы, мешающие достичь положительных результатов. В таком случае, у вас действительно получится «хребет рыбы». Чаще всего их делят на группы, чтобы структурировать и упростить обработку информации.
3. Шаблон
Приведу пример, шаблон, который встречается чаще всего. Возьмем за основу сложность, которая заключается в том, что предприятие выпустило продукцию, а если точнее, несколько партий, что оказались с дефектами, бракованные. Итак, категории для схемы:
- «Люди» – тут указываются причины человеческого фактора, допустим, появление нового неопытного сотрудника, болезнь какого-то члена коллектива, который впоследствии допустил ошибку, низкая мотивация, из-за чего возникает халатное отношение к своим обязанностям, возможно возникшие внутренние конфликты или сложные отношения с руководителем, если ему таким образом решили отомстить, сорвав проект.
- «Методы» – возможно, пора вносить изменения, так как старые способы или технологии уже не работают, или дают сбой, что отображается на качестве продукта.
- «Механизмы» – тут уже дело в самом оборудовании, с помощью которого вырабатывается продукция. Необходимо провести осмотр, возможно, починить поломку или заменить детали, которые износились. А порой внедрение более современного оборудования влечёт за собой такие последствия, как некачественная, бракованная продукция.
- «Материал» – в этой ячейке следует указать характеристики материала, который используется в производстве. К примеру, состав, температура, стойкость и прочее. Возможно, партия материала немного отличается по свойству от обычно используемого, что и привело к дефектам.
- «Контроль» – учитываются принятые меры, чтобы не допустить бракованного товара.
- «Среда» – к примеру, изменение погодных условий могло повлиять на процесс производства. Допустим, плохая видимость, повышенная или пониженная температура в цехе…
4. Заполнение
- Теперь необходимо указать второстепенные факторы, которые имеют отношение к главным, и отображать на рисунке их следует в виде «средних косточек». Тогда они как бы примыкают к основным диагональным.
- Далее рисуем ещё более мелкие «стрелки-кости», которые примыкают к средним. Это будут третьестепенные сложности, которые воздействуют на второстепенные. В случае, когда их нет, вы всё равно рисуете стрелки, они в дальнейшем могут «всплыть», поэтому необходимо свободное пространство про запас.
- Указывайте даже малейшие и незначительные нюансы, в конце анализа может выясниться, что они на самом деле играют основную роль. И небольшой совет: выделяйте цветом те факторы, которые, по вашему мнению, негативно и позитивно влияют на результат. К примеру, красный цвет – угрожающие или разрушающие моменты, зелёный – помогают развиваться. Тогда вам будет легче ориентироваться во всех схемах, блоках и ответвлениях.
5. Анализ
- Все факторы необходимо оценить, ранжировать по значимости влияния на проблему.
- Следует взять во внимание, что пока анализ диаграммы не окончен, не стоит переходить к конкретным действиям, это может помешать ожидаемым результатам.
- Старайтесь каждый раз, когда на «косточку» или «хребет» вносите факторы, негативно влияющие на эффективность вашего процесса задавать себе вопрос: «Почему?». Такая рефлексия поможет генерировать идеи и осознавать последовательность событий.
- Не стоит игнорировать такие данные, как фамилии, время, точное месторасположение и прочие моменты, непосредственно касающиеся проблемы, которую вы хотите решить.
Пример
Чтобы было понятнее, наш пример в виде диаграммы Исикавы:
Если вы будете руководствоваться алгоритмом, то сможете «посмотреть» на возникшую сложность под другим углом, более объёмно, объективно, а также увидеть целую цепочку событий, которые повлияли на её возникновение. Но у этого способа есть и недостатки, которые вполне могут привести к погрешностям анализа.
Во-первых, практически никак невозможно проверить диаграмму, выстроив логическую цепочку из фактов от основной причины к последствиям. То есть наоборот. И, во-вторых, раздробленность информации, которая в большом объёме значительно усложняет восприятие целостной картинки. Согласитесь, сложно сфокусироваться, когда много ответвлений (косточек) и блоков.
Заключение
А на сегодня всё, уважаемые читатели! Пробуйте, экспериментируйте и применяйте в своей деятельности этот способ анализа корневых причин, ведь не зря он популярен уже больше 50-ти лет. Также рекомендую вам к прочтению статью: “Незаменимая технология метода кейсов: стадии и примеры использования”.
А также не забывайте, что всё познаётся в сравнении, поэтому подписывайтесь на обновления или вступайте в наши группы в соц. сетях, что бы не пропустить выхода новых статей с еще более интересными методиками. Успехов вам!
Материал подготовила Журавина Алина.