Правильное ведения споров и дискуссий при помощи Пирамиды Грэма

Знаете, что такое эристика? Это целое искусство, которое специализируется на ведении споров, что неизбежно возникают в жизни каждого человека, особенно, если у него активная жизненная позиция, и он претендует на достижение намеченных планов. Так вот, существует, так называемая, пирамида грэма, которая позволяет понять, что представляет собой собеседник и какие у него цели, чтобы наиболее конструктивно разрешить конфликт.
Пирамида Грэма

Рады вас приветствовать, уважаемые читатели! Знаете, что такое эристика? Это целое искусство, которое специализируется на ведении споров, что неизбежно возникают в жизни каждого человека, особенно, если у него активная жизненная позиция, и он претендует на достижение намеченных планов. Так вот, существует, так называемая, пирамида грэма. Она позволяет понять, что представляет собой собеседник и какие у него цели, чтобы наиболее конструктивно разрешить конфликт.

Немного общей информации

Между прочим, эристика делится на диалектику и софистику. Диалектику создал Сократ, и узнать подробнее о ней вы сможете, изучив эту статью. А софистика возникла в Древней Греции, и активно развивалась благодаря Протагору, Критию, Продику и т.д., и представляет собой такие себе логические уловки и хитрости, чтобы победить в споре. Пол Грэм же, наш современник, решил уделить внимание самой классификации аргументов, чтобы понимать, какое противодействие выбрать и всё-таки конструктивно решить конфликт.

Сам Пол программист и предприниматель, стал заметен после написания таких популярных эссе, как «Как начать стартап» и «Как правильно возражать». В 2008 году он был признан одним из самых влиятельных людей в интернете. Общее же количество таких людей составляет 25 человек. По крайней мере, к такому мнению пришли сотрудники журнала Bloomberg Businessweekk.

Суть пирамиды

Изначально рекомендации Пола касательно ведения споров были направлены на переписку в сети. Но их активно начали использовать и в обычном живом общении. Единственным отличием является то, что во время написания сообщения у человека есть возможность подумать и наиболее чётко, лаконично и доступно выразить свою мысль. А вот в разговоре необходимо реагировать моментально, чтобы не попасть впросак.

Кстати, ориентируясь на эссе Грэма, вы сможете определить, что за личность перед вами. То есть, вдруг попался манипулятор-тиран, которого не интересует правда, конструктивность и прочее, ему важно достигнуть своей цели и причинить вам неудобства. Или провокатор, желающий просто организовать перепалку. Или, вдруг вам повезло, и человек ориентирован на сохранение человеческих, товарищеских отношений и желает вместе найти выход из ситуации.

В первом и втором случае, как вы понимаете, свою правду отстаивать нет смысла, она никого, кроме вас, не интересует. Сама пирамида же состоит из тех аргументов, которыми наиболее часто пользуются конфликтующие. И представлена в виде таких себе ступенек, двигаясь снизу вверх по которым, вполне реально достичь понимания, и снизить уровень напряжения.

Классификация

Ниже изображена таблица, такая себе классификация опровержений комментирующими, и мы детально разберём каждую её составляющую.

пирамида Грема

Первая ступенька

Наиболее часто используемая, особенно в ситуациях, когда нечего ответить, тогда на помощь приходит обычная ругань. Как вы уже поняли, мотивом личности, которая оскорбляет, является провокация собеседника. Желание, чтобы он разозлился, вышел из себя и потом переживал о своём поведении и самооценке. Так что, если вы, хоть как-нибудь отреагируете, вы дадите ему повод продолжать дальше искать ваши уязвимые места.

Самым оптимальным решением будет игнорирование, возможно, даже лёгкая улыбка при этом на лице. Держите себя в руках, мысленно отключитесь, как бы «заблокировав» провокатора и не получая больше от него информации. Немного покружившись и поняв, что унижение вас бессмысленное дело, он прекратит свои нападки, выбрав более «благодарную» жертву.

В поддержку вам хочу сказать, что счастливым людям, у которых всё хорошо, и они реализованы, не приходит в голову идея сделать несчастными других. Так что, каким бы распрекрасным собеседник не казался, сберегите свою самооценку, не включайтесь. Он так поступает, потому что пытается так коряво самоутвердиться, а не потому, что вы действительно неправы.

Вторая – переход на личности

То есть, попробуют сделать акцент на ваших недостатках, промахах, социальной принадлежности, характере, национальности, приоритетах и даже семейном положении. Ну, например, что ты девочка знаешь об отношениях, если сама ещё замужем не была? Целью перехода на личности является попытка «пустить пыль» в глаза и уйти от самого предмета спора, возможно, по причине того, что уже нет достойных аргументов.

С помощью обесценивания оппонент пытается показать своё превосходство в той теме, которую так активно предъявляет, как бы говоря: «Ну, какой смысл продолжать с тобой разговор, если ты…?». И если эта манипуляция увенчается успехом, то цель достигнута, вы потеряли самообладание, расстроились и удалились «залечивать» раны.

Так что действовать придётся как и в первом случае, или пропускаете мимо ушей подобные заявления, или соглашаетесь, если доля правды в них есть, при этом напоминаете о предмете конфликта и деликатно возвращаетесь к нему. Допустим, вот так: «Да, согласна, замужем я ещё не была, но это не значит, что у меня нет опыта серьёзных отношений, так что, давайте лучше обсудим вопрос, с которого мы начали».

Третья – претензии к тону

Когда придраться не к чему, или вы не особо реагируете на указанные выше манипуляции, собеседник может заявить, что ему не нравится тон, который вы позволили по отношению к нему. Это стадия, которая даёт малехонькую надежду на то, что компромисса удастся достичь, особенно, если вы действительно повысили голос.

Попробуйте извиниться и снизьте его, это немного успокоит оппонента, вплоть до того, что он воспримет это действие как первый шаг к примирению, отчего напряжение спадёт, и «сабли будут спрятаны».

Четвертая – Придирки

Которые возникли, скорее всего, из-за непонимания или того, что нравится сам процесс, тягомотина, так сказать. Да, и такое тоже бывает, так человек, возможно, получает внимание к своей персоне, и сыплет вопросами, вроде таких: «И что?», «Что за бред?» и прочее.

Постарайтесь их обойти, в крайнем случае, скажите, что на них невозможно ответить в силу того, что они не конструктивные и мешают сосредоточиться. Пусть попробует сформулировать по-другому и по существу, если он действительно заинтересован в том, чтобы разобраться в сложившейся непонятной ситуации. Иначе, ни к какому консенсусу вы не придёте.

Пятая – контраргументы

Эта ступенька приближает нас к успешному завершению спора, так как даёт понять чёткую позицию собеседника, а это уже фундамент, от которого можно отталкиваться. Но бывают ситуации, когда контраргументами пользуются и для провокации, тут следует быть внимательным. Попробуйте внимательно выслушать его мнение, после чего скажите, что уважаете его, но в данной ситуации немного не согласны, так как…

Порой оно действительно имеет здравый смысл, об этом также можете заявить. Тогда вы будете в позиции человека, способного слышать и признавать другого, а это обезоруживает, так как лишает смысла агрессивно отстаивать свою позицию.

Шестая – опровержение по сути

Это уже претензия на красивую и эффективную дискуссию, так как собеседники говорят на доступном друг для друга языке. Они хотят быть понятыми и понятными, поэтому дают возможность высказаться и формируют вполне логичный ответ.

Чтобы этого достичь, важно давать признание оппоненту, говоря, что в чём-то он действительно прав, но вы хотели бы уточнить момент, в котором существуют разбежности…

Седьмая – кристально «чистое» опровержение

Вершина, которая встречается не так часто и показывает высокий уровень развития, как интеллекта, так и духовных, моральных качеств. Необходимо, помимо разъяснения сути своих суждений, привести примеры, ссылаясь на факты, которые могут доказать вашу правоту.

Источники должны быть достоверными и не вызывать подозрений, тогда ваша позиция не будет сомнительна, а вызовет уважение. Если вы переписываетесь, то нелишним будет сбросить ссылку на первоисточник, подтверждающий правоту вашей позиции. В таком случае попытка обнаружить истину будет действительно полезной для обеих сторон, продвигающей и развивающей.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Рекомендую для укрепления и пополнения знаний посмотреть статью «Основные отличия и способы разрешения деструктивных и конструктивных конфликтов». Берегите себя и близких, а также побед вам в спорах!

Материал подготовила Журавина Алина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
qvilon.ru
Комментарии: 2
  1. seoonly.ru

    спасибо. теперь я мастер по спорам. :idea:

  2. Aleksandr

    Ест еще не плохой метод, который я прочитал в книге “Переговоры в стиле Трампа”, рекомендую по этой же теме. :!:

Добавить комментарий