Добрый день, дорогие читатели. Наверное, каждому приходилось быть участником ситуаций, в ходе которых благодаря удачно подобранному слову и уверенному выступлению оратора кардинально менялся настрой одного или нескольких человек. И это не волшебство. Ключевую роль в этом сыграла убеждающая речь.
Принципы убеждающей речи
Далеко не каждый обладает способностями убеждать в чем-либо других людей с помощью слов. Но при желании всему можно научиться. Достаточно придерживаться следующих принципов.
Первый: четкость мыслей и высказываний
Тщательная подготовка к выступлению – залог успеха. Ей нужно посвятить как минимум 2 дня. И речь идет не только о составлении структуры текста, его многократном проговаривании и перечитке, но также и о продумывании потенциальных вопросов и ответов на них. Часто даже четкая структурированная речь после нескольких внезапных вопросов может поблекнуть и оставить в памяти аудитории совсем нежелательные для оратора ассоциации.
Ваша речь обязательно должна содержать:
- Вступление – 20%. Неплохо будет, если в этой части будут озвучены выгоды, преимущества или просто факты, которые точно заинтригуют целевую аудиторию и вызовут желание ознакомиться с подготовленной информацией в полном объеме.
- Основная часть – 60%. Как можно больше конкретики, факты, события, статистика и цифры.
- Заключение – 20%. Озвучиваются реальный или потенциальный результат оговариваемых вещей и событий. Обязательно высказывается благодарность аудитории за внимательность. В конце нужно поинтересоваться, остались ли вопросы от прослушанного материала.
Успешные ораторы на протяжении своей речи создают ощущение ведения диалога с аудиторией. Для этого в процессе вещания достаточно вставить банальные вопросы: «Вы согласны?», «Ведь, правда?». При таком подходе каждый член аудитории ощущает себя активным участником беседы, поэтому полностью воспринимает и осознает услышанные факты.
Второй: честность и открытость
Главный совет – нужно представить себя на месте слушателя, и тогда станет понятно, что и как нужно говорить для получения одобрения и поддержки своих позиций.
Честность ваших высказываний будет играть главную роль.
Необходимо:
- говорить исключительно правду;
- не вступать в спор с теми, кто не поддерживает вашу точку зрения;
- не преувеличивать результаты и не «украшать» факты;
- предоставлять источники вашей информации, повышая уровень доверия к своим словам.
Третий: мотивация
Для того чтобы слушатели улавливали каждое слово, вам необходимо их мотивировать. Озвучьте стимул – так люди чувствуют, что вы предлагаете оптимальный выход из сложившейся ситуации или какой-то проблемы. Нужно, чтобы у слушателя появилось желание идти за вами.
Одним из самых распространенных стимулов является взывание к гражданскому долгу. Если людей удастся убедить, что именно их выбор играет решающую роль, что их действия важны и героичные, тогда они без лишних вопросов пойдут за вами.
Четвертый: разнообразие речи
Ваше выступление ни в коем случае не должно быть монотонным. Мимика, жесты, громкость речи – все это должно меняться, поддерживая интерес к вашим словам. Периодическое обращение к аудитории без ожидания ответа сделает ваш текст более «отзывчивым» и логическим.
Хотя когда ответ от слушателей все же ожидается, это тоже эффективно. Ведь таким образом можно понять настрой слушателя и обозначить для себя детали, на которые стоит обратить внимание. Но также помните, что наличие более 2-3 вопросов может предварить ваше выступление на сумбур. Поэтому не переусердствуйте!
Пятый: контроль над эмоциональным фоном аудитории
Настрой слушателей можно понять практически с первой секунды речи. Достаточно просто хорошо присмотреться. Опытные ораторы знают, каким образом можно создавать и менять те или иные эмоции.
Изначально слушатели могут быть настроены позитивно или негативно, либо вообще не иметь собственного мнения. Существуют примеры, когда в процессе озвучивания докладов или выступлений эмоции слушателей кардинально менялись. То есть, человек настолько мастерски орудует словом, что может практически без усилий переубедить других людей в их суждениях.
Правила, по которым стоит планировать свое выступление, в зависимости от эмоций слушателей:
Отсутствие выделенного мнения. В таком случае нужно себе, как оратору, поставить цель – сформировать у аудитории личное мнение, чтобы в конечном итоге подтолкнуть ее к действиям. Собственное мнение может отсутствовать по причине неинформированности, безразличности, нейтральности. В таких ситуациях вы должны:
- Неинформированных – проинформировать, стараясь донести информацию в как можно лучшей форме, с доводами и примерами.
- Безразличных – заинтересовать, подбирая цифры и факты, которые потенциально для них интересны. Именно в этом случае удастся не просто вовлечь их в курс дела, но и превратить в заинтересованных, готовых действовать.
- Нейтральных – вовлечь в суть вопроса, склонить перейти на какую-либо сторону. Ваша стратегия должна быть основана на аргументах. Именно нейтральная аудитория склонна к глубокому анализу услышанной информации, объективности и взвешенности суждений.
Позитивная установка аудитории. Если изначально настроить слушателей правильно, половина дела будет сделана, а вам останется только сосредоточить все свое внимание на том, чтобы очертить им конкретную программу действий и ожидаемый результат.
Как правило, если люди еще вначале знают о конкретных деталях позитивного завершения любой ситуации, они действуют более слаженно и с огромной самоотдачей. Очертите ожидаемый финал в деталях, озвучьте конкретные шаги по достижению цели – и люди пойдут за вами без раздумий.
Негативная установка аудитории. Если ситуация не вышла за рамки умеренно негативных эмоций и не превратилась на враждебную – не все еще потеряно. При правильном построении предложений вы с легкостью сможете повернуть ситуацию в нужное русло. Главные особенности убеждающей речи – перечисление выгод от того или иного потенциального выбора, а также конкретный перечень действий и только правдивые факты.
Если несогласие толпы умеренное, смело приводите весомые аргументы, стараясь объективно излагать информацию. Даже если в результате этого слушатели с вами полностью не согласятся, они по крайней мере выслушают вас до конца.
В случае враждебного настроя пытайтесь подойти к главному вопросу завуалировано, постоянно ищите точки соприкосновения потенциальных интересов аудитории и своих. Вот когда вы увидите, что отдача есть, можно перейти к сути вопроса.
Однако, бессмысленно ожидать того, что только после одной вашей речи люди полностью изменят свои убеждения и станут вашими единомышленниками. Вы, разве что, сможете заставить их задуматься о каких-то аспектах вопроса, в результате чего они будут настроены менее категорично.
Шестой: доводы в соответствии с предполагаемой реакцией слушателей
Даже самая легкая и простая речь не оставит внимательного слушателя равнодушным. Хоть какие-то эмоции у него все же появятся. Хорошим тоном является выстраивание приводимых оратором доводов в соответствии с предполагаемой реакцией аудитории.
Речь, содержащая факты, может быть построена на основании методов:
- решения проблемы;
- изложения рациональных доводов;
- сравнительных достоинств;
- мотивации.
Стоит отметить, что последний метод является самым распространенных и одним из наиболее эффективных.
Шаги подготовки успешной речи
Тщательно подготовленная речь способна не только изменить мнение аудитории, но и заставить людей действовать так, как выгодно оратору. Составление презентации, доклада или речи стоит выполнять по шагам:
- Определение цели – фиксируем то, чего вы хотите достигнуть в результате своего выступления. Это может быть поиск единомышленников, призыв к активным действиям и т.п.
- Упирайтесь в своей речи на потенциальные интересы аудитории, освещайте только те аспекты, которые могут ее привлечь.
- Озвучивайте только проверенные цифры и факты, строя тем самым доверительный диалог с аудиторией.
- Вначале речи заинтересуйте, далее – приводите факты, способы решения проблемы и опишите преимущества от того или иного выбора. В заключительной части дайте перечень дальнейших действий для достижения конкретных результатов.
- Поддерживайте интерес аудитории с помощью ярких примеров, дружественных фраз, интонации в начале и, особенно, в заключительной части.
- Долой пафос: приводите личные примеры, не стесняйтесь высказывать свои убеждения и эмоции – открытость обязательно будет оценена по достоинству.
Многократная перечитка текста избавит вас от неточностей, позволит оптимизировать речь перед выступлением. Поэтому не стоит пренебрегать многократным чтением. А если у вас плохо с памятью, рекомендуем статью с советами по тренировке памяти.
Заключение
Дорогие читатели, надеюсь, для вас информация была полезной. Теперь вы знаете, как составить убеждающую речь. Придерживаясь этих принципов вы сможете управлять эмоциями слушателей и научитесь переубеждать людей, вести за собой команду. Помните, что мастерство приходит со временем. Чем больше выступлений – тем более продуктивными они будут.
Удачи вам, внимательной и отзывчивой аудитории, до встречи за новыми полезными беседами!
Также, рекомендуем прочитать статью с упражнениями для улучшения дикции.
Материал подготовила Юлия Гинцевич.