6 принципов убеждающей речи: как научиться быть оратором?

микрофон на фоне аудитории

Добрый день, дорогие читатели. Наверное, каждому приходилось быть участником ситуаций, в ходе которых благодаря удачно подобранному слову и уверенному выступлению оратора кардинально менялся настрой одного или нескольких человек. И это не волшебство. Ключевую роль в этом сыграла убеждающая речь.

Принципы убеждающей речи

Далеко не каждый обладает способностями убеждать в чем-либо других людей с помощью слов. Но при желании всему можно научиться. Достаточно придерживаться следующих принципов.

Первый: четкость мыслей и высказываний

Тщательная подготовка к выступлению – залог успеха. Ей нужно посвятить как минимум 2 дня. И речь идет не только о составлении структуры текста, его многократном проговаривании и перечитке, но также и о продумывании потенциальных вопросов и ответов на них. Часто даже четкая структурированная речь после нескольких внезапных вопросов может поблекнуть и оставить в памяти аудитории совсем нежелательные для оратора ассоциации.

Ваша речь обязательно должна содержать:

  • Вступление – 20%. Неплохо будет, если в этой части будут озвучены выгоды, преимущества или просто факты, которые точно заинтригуют целевую аудиторию и вызовут желание ознакомиться с подготовленной информацией в полном объеме.
  • Основная часть – 60%. Как можно больше конкретики, факты, события, статистика и цифры.
  • Заключение – 20%. Озвучиваются реальный или потенциальный результат оговариваемых вещей и событий. Обязательно высказывается благодарность аудитории за внимательность. В конце нужно поинтересоваться, остались ли вопросы от прослушанного материала.

Успешные ораторы на протяжении своей речи создают ощущение ведения диалога с аудиторией. Для этого в процессе вещания достаточно вставить банальные вопросы: «Вы согласны?», «Ведь, правда?». При таком подходе каждый член аудитории ощущает себя активным участником беседы, поэтому полностью воспринимает и осознает услышанные факты.

Второй: честность и открытость

Люди слушают выступление оратора

Главный совет – нужно представить себя на месте слушателя, и тогда станет понятно, что и как нужно говорить для получения одобрения и поддержки своих позиций.
Честность ваших высказываний будет играть главную роль.

Необходимо:

  • говорить исключительно правду;
  • не вступать в спор с теми, кто не поддерживает вашу точку зрения;
  • не преувеличивать результаты и не «украшать» факты;
  • предоставлять источники вашей информации, повышая уровень доверия к своим словам.

Третий: мотивация

Для того чтобы слушатели улавливали каждое слово, вам необходимо их мотивировать. Озвучьте стимул – так люди чувствуют, что вы предлагаете оптимальный выход из сложившейся ситуации или какой-то проблемы. Нужно, чтобы у слушателя появилось желание идти за вами.

Одним из самых распространенных стимулов является взывание к гражданскому долгу. Если людей удастся убедить, что именно их выбор играет решающую роль, что их действия важны и героичные, тогда они без лишних вопросов пойдут за вами.

Четвертый: разнообразие речи

Ваше выступление ни в коем случае не должно быть монотонным. Мимика, жесты, громкость речи – все это должно меняться, поддерживая интерес к вашим словам. Периодическое обращение к аудитории без ожидания ответа сделает ваш текст более «отзывчивым» и логическим.

Хотя когда ответ от слушателей все же ожидается, это тоже эффективно. Ведь таким образом можно понять настрой слушателя и обозначить для себя детали, на которые стоит обратить внимание. Но также помните, что наличие более 2-3 вопросов может предварить ваше выступление на сумбур. Поэтому не переусердствуйте!

Пятый: контроль над эмоциональным фоном аудитории

Настрой слушателей можно понять практически с первой секунды речи. Достаточно просто хорошо присмотреться. Опытные ораторы знают, каким образом можно создавать и менять те или иные эмоции.

Изначально слушатели могут быть настроены позитивно или негативно, либо вообще не иметь собственного мнения. Существуют примеры, когда в процессе озвучивания докладов или выступлений эмоции слушателей кардинально менялись. То есть, человек настолько мастерски орудует словом, что может практически без усилий переубедить других людей в их суждениях.

Правила, по которым стоит планировать свое выступление, в зависимости от эмоций слушателей:

Отсутствие выделенного мнения. В таком случае нужно себе, как оратору, поставить цель – сформировать у аудитории личное мнение, чтобы в конечном итоге подтолкнуть ее к действиям. Собственное мнение может отсутствовать по причине неинформированности, безразличности, нейтральности. В таких ситуациях вы должны:

  • Неинформированных – проинформировать, стараясь донести информацию в как можно лучшей форме, с доводами и примерами.
  • Безразличных – заинтересовать, подбирая цифры и факты, которые потенциально для них интересны. Именно в этом случае удастся не просто вовлечь их в курс дела, но и превратить в заинтересованных, готовых действовать.
  • Нейтральных – вовлечь в суть вопроса, склонить перейти на какую-либо сторону. Ваша стратегия должна быть основана на аргументах. Именно нейтральная аудитория склонна к глубокому анализу услышанной информации, объективности и взвешенности суждений.

Позитивная установка аудитории. Если изначально настроить слушателей правильно, половина дела будет сделана, а вам останется только сосредоточить все свое внимание на том, чтобы очертить им конкретную программу действий и ожидаемый результат.

Как правило, если люди еще вначале знают о конкретных деталях позитивного завершения любой ситуации, они действуют более слаженно и с огромной самоотдачей. Очертите ожидаемый финал в деталях, озвучьте конкретные шаги по достижению цели – и люди пойдут за вами без раздумий.

Негативная установка аудитории. Если ситуация не вышла за рамки умеренно негативных эмоций и не превратилась на враждебную – не все еще потеряно. При правильном построении предложений вы с легкостью сможете повернуть ситуацию в нужное русло. Главные особенности убеждающей речи – перечисление выгод от того или иного потенциального выбора, а также конкретный перечень действий и только правдивые факты.

Если несогласие толпы умеренное, смело приводите весомые аргументы, стараясь объективно излагать информацию. Даже если в результате этого слушатели с вами полностью не согласятся, они по крайней мере выслушают вас до конца.

В случае враждебного настроя пытайтесь подойти к главному вопросу завуалировано, постоянно ищите точки соприкосновения потенциальных интересов аудитории и своих. Вот когда вы увидите, что отдача есть, можно перейти к сути вопроса.

Однако, бессмысленно ожидать того, что только после одной вашей речи люди полностью изменят свои убеждения и станут вашими единомышленниками. Вы, разве что, сможете заставить их задуматься о каких-то аспектах вопроса, в результате чего они будут настроены менее категорично.

Шестой: доводы в соответствии с предполагаемой реакцией слушателей

Даже самая легкая и простая речь не оставит внимательного слушателя равнодушным. Хоть какие-то эмоции у него все же появятся. Хорошим тоном является выстраивание приводимых оратором доводов в соответствии с предполагаемой реакцией аудитории.

Речь, содержащая факты, может быть построена на основании методов:

  • решения проблемы;
  • изложения рациональных доводов;
  • сравнительных достоинств;
  • мотивации.

Стоит отметить, что последний метод является самым распространенных и одним из наиболее эффективных.

Шаги подготовки успешной речи

девушка показывает аудитории информацию на доске

Тщательно подготовленная речь способна не только изменить мнение аудитории, но и заставить людей действовать так, как выгодно оратору. Составление презентации, доклада или речи стоит выполнять по шагам:

  1. Определение цели – фиксируем то, чего вы хотите достигнуть в результате своего выступления. Это может быть поиск единомышленников, призыв к активным действиям и т.п.
  2. Упирайтесь в своей речи на потенциальные интересы аудитории, освещайте только те аспекты, которые могут ее привлечь.
  3. Озвучивайте только проверенные цифры и факты, строя тем самым доверительный диалог с аудиторией.
  4. Вначале речи заинтересуйте, далее – приводите факты, способы решения проблемы и опишите преимущества от того или иного выбора. В заключительной части дайте перечень дальнейших действий для достижения конкретных результатов.
  5. Поддерживайте интерес аудитории с помощью ярких примеров, дружественных фраз, интонации в начале и, особенно, в заключительной части.
  6. Долой пафос: приводите личные примеры, не стесняйтесь высказывать свои убеждения и эмоции – открытость обязательно будет оценена по достоинству.

Многократная перечитка текста избавит вас от неточностей, позволит оптимизировать речь перед выступлением. Поэтому не стоит пренебрегать многократным чтением. А если у вас плохо с памятью, рекомендуем статью с советами по тренировке памяти.

Заключение

Дорогие читатели, надеюсь, для вас информация была полезной. Теперь вы знаете, как составить убеждающую речь. Придерживаясь этих принципов вы сможете управлять эмоциями слушателей и научитесь переубеждать людей, вести за собой команду. Помните, что мастерство приходит со временем. Чем больше выступлений – тем более продуктивными они будут.

Удачи вам, внимательной и отзывчивой аудитории, до встречи за новыми полезными беседами!

Также, рекомендуем прочитать статью с упражнениями для улучшения дикции.

Материал подготовила Юлия Гинцевич.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
qvilon.ru
Добавить комментарий