Человек вилкой нанизывает пирожное, похожее на земной шар

Рады вас приветствовать, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! Ассоциативное мышление – это достаточно важный познавательный процесс, который происходит с помощью образов, возникающих на какой-либо стимул. И сегодня мы рассмотрим наиболее эффективные и интересные методы, которые помогут его развить.

Немного общей информации

Ассоциации у каждого человека на одно слово, событие, возникают абсолютно разные. Так происходит в силу жизненного опыта, который находится за плечами. Например, при слове «солнце» кто-то может радостно улыбнуться, вспоминая самый счастливый день, когда ярко светило солнце и было тепло. А кто-то наоборот, нахмурится, припомнив, как летом получил ожоги, вдобавок с солнечным ударом из-за того, что уснул на пляже.

А также в силу разности ведущей репрезентативной системы. Коротко напомню, что существуют аудиалы, им проще запоминать и воспринимать информацию на слух. Кинестеты, они это делают с помощью ощущений, прикосновений. Визуалы – опираются на своё зрение, им важно видеть, только тогда они смогут заметить и запомнить что-то. А также редкий тип дигаталов, они совместили все особенности репрезентативной системы, взяв от каждого типа по чуть-чуть.

Так вот, мы строим ассоциации в зависимости от того, с помощью каких органов восприятия познаём этот мир, существуем в нём. Допустим, чтобы выучить номер телефона, вам необходимо просто произнести его вслух несколько раз. А вот другому человеку не удастся его воспроизвести, пока он не выпишет его на лист, или же не представит каждую цифру в своей голове.

В чём польза?

Этот вид мышления необходим нам для решения задач, как жизненных, так и рабочих. И если вы займётесь его развитием, вас будут ожидать приятные бонусы. Например:

  • Улучшение воображения. Соответственно, вы сможете генерировать креативные идеи, вам будет легче медитировать и вообще, заниматься творчеством.
  • Укрепление памяти. Вы будете лучше запоминать материал, так как с помощью созданного ассоциативного ряда достаточно сложно что-то забыть.
  • Увеличение продуктивности. Учитывая тот факт, что ваши познавательные процессы станут лучше, вы будете быстрее и качественнее выполнять работу.
  • Стимуляция работы мозга. При формировании ассоциативного ряда, мозг включается в работу, формируя новые нейронные связи.
  • Облегчение восприятия. Будет легче воспринимать новую информацию, адаптироваться к изменениям.
  • Исследование личности. Ещё Зигмунд Фрейд, известный всем психоаналитик использовал ассоциации в целях исследования, что находится в подсознании человека. В общем, вы получите о себе информацию, которая, вполне вероятно, поможет изменить качество жизни, найти ответы на важные вопросы и решить сложные жизненные задачи, раскрыть творческий потенциал.

Дедушка и бабушка смеются, играя в ассоциации

Немало изобретений было создано благодаря ассоциациям. Например, Жорж де Местраль придумал застёжки-липучки, однажды разглядев под микроскопом колючки репейника. Он их постоянно снимал с шерсти любимой собаки после прогулок. Увидев, как интересно расположены крючки этого растения, у него возникла идея создать столь ценную деталь одежды, обуви, аксессуаров.

Виды

  • Тематические. То есть, необходимо найти связь между предметами в одной тематике (ребёнок – подгузник; боль – таблетка).
  • Фонетические. Когда слова оказываются созвучными. Обычно мы используем этот метод, когда пытаемся написать стихотворение, подбирая рифму (соль – моль, Саша – Маша).
  • Словообразовательные. В этом случае подбираются однокоренные слова (ужас – ужасный, сила – сильный).

Типы

Различают по:

  • сходству: санки – лыжи – сноуборд.
  • контрасту: белое – чёрное, мальчик – девочка.
  • соотношению целого и его части: палец – ноготь, телефон – экран.
  • причинно-следственной связи: тучи – дождь, огонь – пожар.
  • обобщению: туфли – обувь, серёжки – украшение.
  • подчинению: арбуз – ягода, клён – дерево.
  • смежности пространства или времени: зима – холод, газета – журнал.
  • дополнению: масло – салат, суп – хлеб.

Упражнения для развития

Игра «Банка»

Представьте банку и попробуйте назвать предметы, которые могут в неё поместиться. Чтобы разнообразить задание, придумайте какую-то определённую тематику. Потому что, допустим, в банке ведьмы будут храниться совсем не те вещи, которые бы поместил маленький ребёнок или девушка, блуждающая по лесу в поисках сокровищ и находок.

Подключайте фантазию и друзей, детей. Совместная, да ещё и развивающая игра поднимет настроение и поможет интересно провести время, сблизиться.

В принципе, можно банку заменить на кошелёк, сумочку, копилку или даже шкаф, чтобы упростить задачу.

Музыка

Подумайте о каком-то знакомом вам человеке и назовите песню, которая, по вашему мнению, характеризует его личность, поступки, образ жизни и прочее. В общем, что в голову придёт. И попробуйте для себя объяснить, почему так. Этот приём, кстати, поможет развить осознанность.

А ещё можно каждое утро, просыпаясь, придумывать, какой именно стиль в музыке его характеризует.

Включите радио или какую-то песню, клип которой вы ещё не видели, закройте глаза и наблюдайте за возникающими образами.

Рисунок для придумывания ассоциаций

Логическая и не логическая цепочка

Возьмите два слова, совершенно друг с другом не связанных ни по каким характеристикам, и попробуйте выстроить между ними логическую цепочку.

А ещё можно взять любое слово, включить таймер и в течение пяти минут фиксировать мысли, которые приходят в голову в связи с ним. После чего попробовать найти объяснение каждой из них.

Мозговой штурм

Выпишите на лист все слова, которые приходят в голову в данный момент. Думать над их значением будете потом. Нет правильных и не правильных, вы просто выдаёте все мысли на бумагу.

После того, как закончили, перечитайте полученный список. Как думаете, с чем связан каждый его пункт?

Не вся информация находится в нашем сознании, поэтому могут попасться слова, которые поставят вас в тупик. Это то, что таится в недрах подсознания, что вы не замечаете или специально стараетесь игнорировать. Попробуйте разобраться, к чему и почему у вас получилось то, что получилось.

Подробнее о приёме мозгового штурма, вы можете прочитать в предыдущих статьях.

Алфавит

Напишите на листе все буквы алфавита, только в ряд, по вертикали. После чего, напротив каждой буквы укажите несколько слов, которые начинаются на неё.  И даже если они совсем друг с другом не связаны, вам необходимо придумать одну общую характеристику. Например, арбуз и акула – вода. Потому что арбуз – это ягода, в которой находится много жидкости, а акула плавает в море или океане.

История

Можете выполнять это задание самостоятельно или в компании друзей, чтобы повеселиться. Кстати, детям оно крайне полезно, так как процесс придумывания истории или сказки развивает не только их мышление, но и раскрывает творческие способности, увеличивает словарный запас.

Выберите наугад из любой книги 10 слов, на которые упадёт взгляд.  И не нарушая последовательность, попробуйте придумать историю. Поверьте, вам это доставит массу удовольствия, если позволите себе расслабиться и примерить роль писателя.

Друдлы

Друдлы – это загадки, отгадки которых зашифрованы в рисунках. Они схожи с обычными каракулями или схемами, которые человек изображает неосознанно. Например, во время разговора по телефону или скучной лекции в университете. Можете поискать готовые друдлы в интернете, а можете создать непонятные рисунки самостоятельно. Потом, конечно же, пытаясь их расшифровать и придумать, что они вам напоминают.

Интеллектуальные карты

Майнмэппинг является одним из методов планирования и структурирования своей деятельности и жизни в целом. Заключается он в том, что человек пытается схематически изобразить на листе или в программе необходимую ему информацию. Например, готовит доклад, проект, пытается найти решение возникшей проблемы или указывает необходимый материал для запоминания.

Буквы, из которых составлено слово

Работа над собой

Из-за ассоциаций у человека формируется отношение к чему-либо, кому-либо, которое порой мешает в жизни. Вот если ребёнок в детстве часто слышал от родителей, что деньги – это зло, а тот, кто много зарабатывает – обязательно ворует или является преступником, нехорошим человеком.

Тогда, вырастая, маловероятно, что он станет успешным и финансово обеспеченным. Образ богатого человека слишком негативен, а кому хочется в глазах родителей казаться преступником, не достойным уважения или любви?

Поэтому помимо развития этого типа мышления, вы сможете также поработать над собственными установками, которые мешают и не дают достигать желаемого.

Подумайте, с каким человеком или событием у вас возникают неприятные ощущения, чувства. Укажите каждое из них и обязательно объясните, почему так. Когда справитесь с этой задачей, напишите минимум 7 ассоциаций, только таких, чтобы вызывали приятные эмоции.

Это нелегко, но вполне реально. Ведь каждом недостатке можно найти ресурс. Необходимо только постараться и захотеть перемен.

Прогулка с другом

Прогуливаясь по парку или даже добираясь куда-то, можно весело и полезно провести время с близким человеком. Придумайте первое слово, а остальные называйте по очереди, которые возникли как ассоциация. Если какая-то связь не будет вам понятна, уточняйте и продолжайте игру.

Тренажеры

Рекомендую вам, посмотреть онлайн тренажеры. Например викиум, там много очень интересных упражнений.

Завершение

Занимайтесь саморазвитием, потому что оно обеспечит вам будущее, счастливое и успешное. Допустим, совсем нелишним будет уделить внимание и развитию нестандартного мышления.

Оно, как минимум, поможет замечать то очевидное, недоступное к пониманию из-за существующих стереотипов и личных ограничений. А это умение, между прочим, позволило многим личностям сделать гениальные открытия. Так что дерзайте и всё у вас получиться!

И подписывайтесь на блог, чтобы не пропустить новые и полезные статьи, для расширения кругозора и развития осознанности.

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

0
 


 

подпишитесь
на нас
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: