Что делать при боязни школы и как избавиться от Дидаскалейнофобии

Ребенок выглядывает из-за стола

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта! Дидаскалейнофобия – это панический иррациональный страх посещать школу.

У человека возникает ужас при мысли о том, что необходимо не просто зайти в столь пугающее здание, но и сидеть за партой, отвечать на уроке и так далее.

И сегодня мы попробуем разобраться, что именно провоцирует развитие данной фобии, а также по каким симптомам её можно диагностировать, а в дальнейшем и вылечить.

Что собой представляет?

Боязнь школы, которую еще называют школофобия или сколинофобия, является вполне распространённой среди детей.

Какой ребёнок с радостью бежит по утрам получать знания? Очень редкий, более характерным является нежелание даже близко подходить к зданию и просто вспоминать о необходимости делать уроки.

Перегруженность информацией, ограниченное количество свободного времени, а также специфика отношений с преподавателями, которые абсолютно разные в итоге вызывают стойкую неприязнь и страх школы.

Дидаскалейнофобия является непростым видом фобий по причине того, что диагностируется обычно на последних стадиях своего развития.

Ведь около 80% детей периодически жалуются, что больше не хотят ходить в школу. И в голову взрослым на это приходит в основном идея, что их ребёнок ленится, устал или попал в неприятную ситуацию, из-за которой отказывается проявлять учебную активность.

А фобическое расстройство в это время без лечения набирает обороты. Усиливаются соматические проявления в виде различных заболеваний организма, может наблюдаться депрессия, нервное истощение и бессонница.

Особенно, если родители стараются побороть лень, применяя насилие, как эмоциональное, так и физическое.

Симптомы

Девочка сидит на лестнице и плачет

Поведенческие

  • Рассеянное внимание. Фоб не в состоянии сконцентрироваться на одной задаче, он вроде бы смотрит в книгу, читает её, но не понимает смысла слов. Не потому, что глуп, а в силу рассеянности;
  • Бесцельная ходьба из стороны в сторону. Чтобы сбросить нервное напряжение, которого в теле очень много, необходимо двигаться. Поэтому школьник может шататься, когда стоит, дёргать ногами, ходить туда-сюда, пытаясь хоть как-то справиться с тревогой;
  • Чувствительность. Под воздействием психического расстройства меняется характер человека. Он становится более эмоционально ранимым, впечатлительным. Взрослые порой путают эту особенность с капризами, ведь чадо обижается по любому поводу, плачет по причине и без, либо наоборот, агрессивно реагирует на малейший раздражитель.
  • Эмоциональный ступор. Нередко наблюдается противоположная реакция – оцепенение.
  • Навязчивые мысли. Малыш постоянно думает о необходимости посещать школу, разговаривает о своём нежелании, просит его пожалеть и разрешить остаться дома. То есть, одно из самых заветных желаний – это дистанционное обучение.

Соматические

При панической атаке происходят такие изменения в организме, как:

  • Дрожь в теле, в основном это тремор конечностей;
  • Нехватка воздуха из-за поверхностного частого дыхания, уровень кислорода в крови становится максимально высоким, вследствие чего возникает противоположный эффект – асфиксия;
  • Проблемы с желудочно-кишечным трактом, в основном это диарея;
  • Тошнота, рвота;
  • Повышение кровяного давления, из-за чего может болеть голова;
  • Тянет и «стреляет» в области груди, что наталкивает на мысли о сердечном приступе;
  • Головокружение, потеря сознания;
  • Изменение цвета кожных покровов. Человек либо становится «мертвенно» бледным, либо наоборот, краснеет;
  • Усиленное потоотделение, причём независимо от температуры в помещении или на улице. Фоба от страха бросает в жар даже в сильный мороз.

Ребенок в школе плачет

Причины

  • Буллинг. То есть проявление эмоционального или физического насилия со стороны сверстников, старшеклассников. Чаще всего травля производится не одним человеком, а целой группой детей. Ощущая себя в позиции жертвы, человек обычно испытывает страх и бессилие. Состояние, естественно, при таких условиях ухудшается. Особенно учитывая тот факт, что малыш не получает поддержки со стороны родителей, учителей, которые порой могут и не догадываться о том, что происходит. Либо просто игнорируют возникшую ситуацию, считая, что он сам должен разобраться с обидчиками, показав свой характер и силу воли.
  • Сложности в общении с учителями. Случается так, что по каким-то причинам школьник становится непринятым непосредственно учителем. Да, они должны сохранять объективность по отношению к своим ученикам, но на практике не у каждого выходит. Люди бывают разные и порой не в состоянии контролировать себя. Соответственно, ощущая на себе неприязнь преподавателя, у школьника будет занижена мотивация посещать его уроки. И однажды психика не выдержит напряжения, которому ежедневно подвергалась.
  • Нагрузки. Порой взрослые, желая по максимуму развить своё чадо, занимают всё его свободное время кружками, занятиями с репетиторами, домашней работой и так далее. Испытывая давление и нагрузку, малыш поначалу начинает сопротивляться, болеть. И если родители не прислушиваются к его просьбам о личном времени. Считая, что он лентяй, и ничего не добьется с таким подходом – то вполне может возникнуть дидаскалейнофобия. Механизмы психологической защиты просто дадут сбой, желая оградить организм от истощения.
  • Авторитарный стиль воспитания. Жесткие требования родителей приносить домой только хорошие оценки. И использование только наказаний за непослушание, и неоправданность ожиданий вызывают стойкое неприятие к процессу обучения. Малыш до ужаса боится идти в школу, так как понимает, что, придя домой, папа или мама в любом случае его будут ругать, проверять дневник, тетради и так далее.

Лечение

Фобические расстройства обязательно необходимо лечить. И не запугиваниями наряду с требованиями взять себя в руки, а у специалистов, которые вполне могут даже выписать лекарственные препараты.

Например, транквилизаторы и седативные средства, чтобы снять тревожность. Ребёнок способен испытывать несколько эмоций, которые друг с другом пересекаются – это страх и ужас.

Соответственно, необходимо, прежде всего, обеспечить ему возможность расслабиться, снять напряжение.

Если у него появились проблемы со сном, то полезно будет пропить снотворное. При депрессии – антидепрессанты.

Расстроенный ребенок на лавочке

Дидаскалейнофобия – это заболевание психики, которое вполне грозит не только общему здоровью, но и жизни малыша. Который, пытаясь избавиться от постоянно преследующего напряжения, рискует решиться на радикальный метод – самоубийство.

Так что, заметив первые симптомы наличия фобии, вместо того чтобы ругать его и упрекать в лени, отправьтесь вместе к психотерапевту.

В любом случае квалифицированная помощь специалиста не окажется бесполезной, даже если диагноз не подтвердится, малыш получит поддержку в других вопросах.

Завершение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Напоследок хотим рекомендовать статью о расстройстве, которое заключается не просто в страхе ходить в школу, но и в целом получать знания, опыт, навыки. Эта фобия называется софофобия.

Подписывайтесь на обновления сайта, и вы ежедневно будете получать порцию интересной информации, которая поможет развить кругозор, обрести гармонию и счастье, а также с пользой провести время!

Берегите себя и своих близких!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
qvilon.ru
Добавить комментарий