Девочка кричит

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Артикуляция речи состоит из движений и различных состояний органов речи, что обеспечивает произношение звуков. И всё для того, что общаться, делится мыслями, чувствами и идеями. Быть понятными другим людям, услышанными. И сегодня предлагаю рассмотреть, какой непростой процесс она собой представляет, а также то, какие основные речевые расстройства существуют.

Для чего развивать?

Обычно менеджеры по персоналу, руководители и прочие лица, которые принимают на работу сотрудников, уже с телефонного разговора понимают, подходит им кандидат, или нет. А знаете, как они это определяют? По голосу, дикции, темпе и манере говорить.

Поэтому те личности, которые «проглатывают» слова или вообще, говорят не особо внятно, значительно проигрывают тем, кто не имеет подобных сложностей.

Представьте себе лектора, оратора, который будет во время своего выступления разговаривать невнятно и неуверенно. Как вы думаете, получит он уважение и признание аудитории? Скорее всего, половина из них покинет помещение раньше окончания лекции, а оставшаяся часть займётся своими делами.

Невозможно длительно удерживать внимание на человеке, не умеющем правильно преподносить информацию. Даже если она очень интересная.

Как рождается звук?

В нижней части глотки у нас находится голосовая щель, которая плавно переходит в трахею. Так вот, звук появляется, когда между голосовых связок проходит воздух, они начинают вибрировать, отчего размеры голосовой щели изменяются. В момент, когда человек произносит звонкие звуки – она смыкается, а когда глухие – наоборот, расходится.

Если часто напрягать связки, они начнут утолщаться. Отчего звуки перестанут быть звонкими, высокими. Это как во время тренировок растут мышцы и человек становиться более мощным, сильным, а не изящным. Так и голос звучит низко, с хрипотцой.

От перенапряжения они даже могут «отказать», так как появляются узлы, которые ещё называют «мозолями». Эти узлы мешают вибрировать связкам, а избавиться от них можно только хирургическим путём.

Вот почему певцы, актёры и ораторы берегут голос от перенапряжения. Если они его однажды утратят – вернуть будет очень сложно. По крайней мере, в таком звучании, как он был раньше.

Большинство из них пытается в повседневном разговоре использовать грудной резонатор. То есть, говорить не с помощью горла, а выдавать слова «из грудного отдела».

Органы, отвечающие за речь

  1. Головной мозг

Именно он посылает импульсы к остальным частям тела, отвечающим непосредственно за способность говорить. Отчего нам не приходится напрягаться и контролировать процесс образования звуков, это происходит на подсознательном уровне, как и дыхание, моргание...

  1. Дыхательный аппарат

Лёгкие, бронхи, трахея, диафрагма и грудная клетка обеспечивают тот поток воздуха, который необходим для колебания связок.

  1. Непосредственно, органы речи. Могут быть активные и пассивные.

К активным относят:

  • Гортань, состоящая из хрящей и мышечных складок. Пространство в ней и называют голосовой щелью.
  • Глотка. Она имеет свойство расширяться и сужаться.
  • Язык. Он делится на три части – переднюю, среднюю и заднюю.
  • Губы. С помощью движений губ мы можем выговаривать слова более чётко.
  • Увула. Это нёбный язычок, который находится над корнем языка.

К пассивным относят:

  • Зубы.
  • Твёрдое нёбо.
  • Полость носа.

Немаловажным в формировании красивой речи является хороший слух. Если человек не слышит, как произносятся слова, он не сможет их повторить. Согласитесь, сложно что-то сделать правильно, не зная, что именно называется правильным.

Вот почему логопеды рекомендуют с маленькими детьми не «сюсюкать», а хорошо и чётко произносить слова. Тогда и они их коверкать не будут.

Основные причины неправильного звучания

Девушка кусает палец

Неправильное положение органов

Имеются в виду не врождённые дефекты, а непосредственно неправильное положение органов, которые участвуют в процессе формирования звуков. Например, язык напряжён в тот момент, когда он должен быть расслабленным, или же поставлен не то положение, которое необходимо.

Также следует своевременно напрягать и расслаблять губы. В общем, важно обращать внимание на произношение, которое может казаться верным, но на самом деле создавать преграду в процессе общения.

Опора только на голосовые связки

Как уже говорилось в начале, важно уметь разговаривать, используя и грудные резонаторы. То есть, бронхи и трахеи. Несмотря на то, что «говорение грудью» кажется очень сложным, на самом деле научиться пользоваться этим резонатором не составляет никакого труда. Особенно, по сравнению с головными резонаторами. Потому что не всем под силу попадать в места, расположенные в голове (лобные и гайморовы полости), где звук приумножается, становится громче и сильнее.

Лень

Мы не всегда замечаем, как ленимся в процессе разговора. Артикуляция не может быть выполнена успешно, когда мы толком не открываем рот, не двигаем челюстью, причём активно. Чаще всего человек использует только губы. А этого, как вы уже понимаете, очень мало.

Иногда чрезмерная усталость или болезнь сказываются на артикуляции, когда просто не хватает сил широко открывать рот, задействовав ещё и лицевые нервы.

Классификация расстройств

Они возникают по разным причинам. В основном, передаются по наследству, либо же в случаях, если мать во время беременности принимала лекарства и другие вещества, опасные для здоровья ребёнка. Осложнения во время родов или же в случае их преждевременности. Также порой даёт о себе знать стресс, провоцируя аномалии вербального общения. Например, после сильнейшего испуга и прочих эмоциональных потрясений человек может начать заикаться, либо вообще перестать говорить.

Итак, основные виды расстройств:

Дизартрии

Возникают при поражении мышц речевого аппарата. Человек говорит, будто у него «набит рот», иногда проявляется гнусавость или нечленораздельность слов. Мышцы или слишком напряжены, что приводит к быстрой утомляемости, или расслаблены. При расслабленности наблюдается также повышенное слюноотделение.

Дислалии

Расстройство произношения. Как раз его мы часто наблюдаем у детей, так как их речевые органы еще не полностью сформировались, отчего выговаривать правильно слова не удаётся. Также возникают из-за недостаточно хорошего слуха. Человек не распознаёт звуки, отчего и воспроизведение их становится невозможным.

Дисглосии

Дефекты в строении. Различают:

  • Губные. Например, заячья губа, при которой ткани носовой полости и верхней челюсти во время внутриутробного периода просто не срослись. Соответственно, сложно совершать артикуляцию, когда между губой и носом находится расщелина.
  • Зубные. Столь манящие взор щербинки между зубами приносят немало трудностей их владельцу. Кончик языка проваливается при произношении «Д», «Л», «Н», «Т». Также случается, когда зубы растут в не правильном положении, что тоже мешает в процессе общения.
  • Челюстные. Когда изменена форма челюсти, верхней, нижней или сразу обеих.
  • Языковые. Неудобство может принести слишком большой язык, либо же его укороченная уздечка. При параличе также сложно выговаривать слова.
  • Нёбные. Когда в нёбе образуется расщелина.
  • Носовые. Помните, как звучат ваши слова при насморке?

Девушка занимается с логопедом

Дисфемия

Возникает при нарушении идеомоторной мозговой координации. Особенности в том, что речь часто повторяется, прерывается. Дисфемию мы наблюдаем при заикании.

Афазии

Проявляются абсолютно в любом возрасте, вызывая нарушения, либо полное отсутствие речи, которая ранее была сформирована. Человек может не только испытывать трудности в воспроизведении слов, но даже не понимать, что ему говорят. Перестать читать, писать и даже запоминать имена.

Дислексия

Когда личность просто не в состоянии обучиться чтению и письму. Её даже могут считать глупой, недалёкой, но на самом деле это не так. Мир знает много успешных, развитых и знаменитых людей, которые своим трудом и упорством смогли достичь желаемого. Например, страдали на дислексию Том Круз, Кира Найтли, Альберт Эйнштейн, Уинстон Черчилль, Квентин Тарантино и так далее.

Рекомендация

О том, как развивать свою дикцию, а также самые эффективные артикуляционные упражнения, мы рассмотрели в этой статье.

Завершение

Красиво поставленная речь, правильная дикция – не врождённая способность. Это навык, который может выработать каждый человек, если у него не нарушено физиологическое положение органов, участвующих в речи. Так что успехов вам, пробуйте и всё у вас получиться!

Рекомендуем также пройти тест, на работу мозга.

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

 


 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: