Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Лукизм – это дискриминация человека из-за его внешнего вида, которое, по мнению другого человека, не «вписывается» в его личные или социально-принятые стереотипы красоты.
Атаке подвергнуться может практически каждый из нас. Потому что слишком худой, полный, с татуировками или без них, с яркими волосами, или наоборот, серый, как мышка и ничем не примечательный.
Немного общей информации
Термин возник в конце 1970-х годов, совместно с развернувшейся активной борьбой против бодишейминга (также дискриминация человека из-за внешности, но в основном в вопросах веса).
Хоть термин возник и недавно, сама проблема мучает человечество много веков. Просто каноны красоты постоянно сменяют друг друга. К примеру, раньше бытовали стереотипы о том, что худые люди – бедные, а полные – зажиточные, имеющие власть, так как не имеют проблем с питанием и могут себе позволить «объедаться».
Сейчас же всё обстоит совершенно иначе. Считается, что стройные и подтянутые – это те, у кого есть деньги на тренажерные залы и качественную пищу. Остальные же теряют формы на фастфудах и прочем.
Также срабатывает эффект ореола – это такое искаженное восприятие другого человека из-за сформированных стереотипов. В принципе, лукизм как раз и является его следствием. Обаятельные люди нам кажутся добрее. В то время как несимпатичные ассоциируются с хитрыми, жадными и жестокими.
Взять даже детские сказки, в них главные герои всегда милые, харизматичные, в то время как негативные персонажи вызывают ужас и отвращение. Дети растут с идеей о том, что плохого человека уж наверняка распознают.
Потому что он будет страшным, может даже, уродливым. Хотя реальность совершенно другая. Да что дети, даже преступники, обладающие красивой внешностью, имеют большие шансы получить более мягкое наказание, а в некоторых случаях и помилование.
Как проявляется в работе
Лукизм прекрасно отображается во фразе: «Встречают по одёжке, провожают по уму». Действительно, первое мнение о человеке складывается в течение первых секунд знакомства.
То есть, когда мы ещё не знаем, какой он на самом деле, каков его характер, ресурсные стороны, слабые места – мы делаем выводы, нравится он нам или нет. И, как вы знаете, первое мнение часто бывает ошибочным.
Так вот. Зарубежные учёные в ходе исследований сделали выводы, почему возникает лукизм в профессиональной сфере. Ясно, что внешняя привлекательность не влияет на продуктивность работы человека, но работодатели почему-то придерживаются другого мнения.
Среди них существует идея о том, что красивая женщина более компетентна, чем обладательница обычной, или непривлекательной наружности. Это достаточно часто наблюдается среди секретарей, официанток. Они как визитная карточка компании.
К тому же, привлекательным девушкам прощается их низкий экономический либо социальный статус, в то время как с мужчинами совершенно противоположный эффект.
Но красота может сыграть злую шутку с её обладательницей. Хоть в большинстве случаев и принимают наиболее хорошеньких соискательниц, но бывает, что именно по этой причине отказывают.
Особенно, если вакансия предполагает более мужскую работу, ответственность и навыки управления людьми. Тут срабатывает идея, что красивая барышня на самом деле глупа. А если ещё и блондинка в придачу, то придётся приложить совсем нечеловеческие усилия, чтобы убедить работодателя в обратном.
Эксперимент
Два исследователя, Сигал и Лэнди решили проверить, действительно ли красота искаженно отражается на восприятии личности. В 1974 году они набрали группу студентов мужского пола и предоставили их вниманию два эссе. Задача состояла в том, чтобы ознакомиться с работами и дать оценку, насколько хорошо они написаны.
К каждому эссе была прикреплена фотография авторов, симпатичной девушки и не симпатичной. Части ребят выдали действительно два интересных сочинения, а вот остальным – провальные.
В итоге оказалось, что более высокие оценки получили девушки, которые понравились парням, независимо от качества их работы. И даже хорошо написанная работа не смогла помочь непривлекательным, но действительно талантливым студенткам получить признание.
Как побороть
Начать следует с себя. Пересмотреть ценности, приоритеты. Заняться собственной самооценкой, если она завышена или занижена. В общем, простыми словами – развиваться, повышать уровень осознанности, эмоционального интеллекта. Сместить фокус внимания с внешних атрибутов на внутренний ми. Прислушаться к собственным ощущениям и истинным желаниям.
Ведь за потребностью быть красивым стоит совсем другая, более ценная и настоящая, которую человек и пытается удовлетворить таким способом. Например, он просто хочет любви, избежать одиночества, получить внимание, избавиться от напряжения…От того и гонится за созданными стереотипами, стремясь им соответствовать, думая, что тогда обретёт счастье.
Да и порой сложно ощутить границы, где начинается этот самый лукизм. Когда у меня какая-то личность вызывает раздражение или отвращение в силу того, что неопрятно выглядит, от неё ужасно пахнет – можно ли меня в таком случае обвинить в дискриминации?
Попробуйте просто отказаться от стереотипов, ориентируясь на собственные ощущения. А также не делайте выводов касательно другого человека только лишь по внешности, какой бы «красноречивой» она вам ни казалась.
Этот вид дискриминации не искоренить полностью, он приносит прибыль. Производители косметики, лекарственных препаратов, одежды, спортивных товаров, даже рестораны потерпят крах, потеряв клиентов. А это, как вы понимаете, не выгодно никому из них.
Завершение
На сегодняшний момент лукизм является достаточно серьёзной проблемой. Редкий человек удовлетворён своим внешним видом, отчего постоянно пытается его изменить.
И не всегда способы оправданны и безопасны. К примеру, диеты или пластические операции вполне могут нанести здоровью урон. Но люди, ради соответствия существующим стереотипам и канонам красоты готовы идти на риск.
Берегите себя, любите, цените и будьте счастливы!
Напоследок рекомендуем почитать статью, которая поможет правильно определить характер человека, по форме губ.
Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина