человечек выделяется из толпы

Добрый день, дорогие читатели! Сегодня будем говорить о таком направлении, как социальная психология личности. Разберем, что это такое, зачем нужно изучать эту науку и как она может помогать нам решать повседневные проблемы.

Объекты социально-психологического исследования

Отрасль психологии, которая занимается изучением поведения разных групп людей, а также отдельных индивидуумов по отношению к этим группам называется социальной психологией личности.

У людей много вопросов

Социальная психология изучает следующие объекты:

  • психический склад индивидуума;
  • историческая детерминация личности в обществе;
  • формирование духовной составляющей человека;
  • мотивация поведения в разнообразных психологически-социальных ситуациях;
  • этичные и моральные особенности личности;
  • социально-психологические черты индивидуума;
  • ролевые процессы;
  • ценности и ориентации;
  • самовоспитание;
  • жизненная позиция;
  • законы появления социальной активности, внутренние противоречия и способы их ликвидации.

Теории личности в социальной психологии

На сегодняшний день в психологии личности нет единой теории, которая устраивала бы всех исследователей и отвечала бы на все поставленные вопросы о формировании поведенческих моделей индивидуума.

Самые распространенные теории:

  • Психодинамическая. Она основана на работах Зигмунда Фрейда. Согласно ей, полностью отрицается такое понятие, как сила воли. Следовательно, все желания и действия человека основаны на агрессивных или сексуальных желаниях.
  • Гуманистическая. Необходимость в актуализации самого себя – основа в развитии каждого человека. Все люди на протяжении жизни пытаются доказать собственную значимость и важность своей деятельности для общества. Целями жизни являются познание себя, собственного потенциала и его реализация.
  • Аналитическая. Юнг полагал, что поведение человека предопределяют врожденные факторы, которые он наследует от своих родителей. Согласно этой теории, подсознание играет главную роль в поведенческих моделях человека, а сновидения, культура и искусство дают возможность их раскрыть.
  • Поведенческая. Если кратко описать бихевиоризм, то личность является продуктом учения, а генетическая и психологическая составляющие не играют существенной роли. Окружение – единственный фактор, влияющий на развитие человека.
  • Когнитивная. В основе лежат эгоистические наклонности человека. Социум – источник развития, а желания поминать прошлое и быть осведомленным по поводу своего будущего являются движущей силой.
  • Действующая. Человек является сознательным субъектом, выполняющим определенную социальную роль и являющимся элементом общества.
  • Диспозициональная. Индивидуум – это сложное сочетание социальных и генетических элементов, являющихся факторами его развития.

Каждая из этих теорий имеет место быть. Но ни одна из них не дает точной характеристики поведения личности в социуме. Любая группа противопоставляется человеку, следовательно, не давая возможности проводить исследования. Проблему необходимо рассматривать комплексно, так как некорректно противопоставлять одну личность группе людей.

Зачем нужно изучать социальную психологию?

Люди общаются на каком то мероприятии

Множество исследований, проведенных в этом направлении, дали возможность определить целый ряд изменений, которые потерпел человек по причине нахождения в социуме:

  • потеря собственного мнения;
  • излишняя боязнь обращать на себя внимание или социофобия;
  • снижение самооценки;
  • перекладывание ответственности;
  • давление окружающих;
  • перенимание эмоций других;
  • низкий уровень самосознания;
  • групповая поляризация.

Наше поведение в одиночестве и при других людях или группах сильно отличается. Мы просто не можем вести себя в социуме без предварительного взвешивания тех или иных поступков и моделирования возможных последствий.

Чему вы научитесь?

Подробно изучая психологию личности, вы научитесь:

  • находить общий язык с разными людьми;
  • находить пути оптимального выхода из конфликтных ситуаций;
  • убеждать других;
  • заводить друзей и поддерживать дружбу;
  • различать эмоционально незрелых людей и ограждать себя от них;
  • совершенствовать свою психологическую осведомленность;
  • исследовать себя изнутри, находить свои таланты и видеть себя в будущем;
  • не занижать свою самооценку в коллективе;
  • не бояться вести за собой людей;
  • принимать ответственность в любой ситуации;
  • помогать тем, кто нуждается в психологической помощи.

Ситуация, когда по причине недоговорок и боязни пересудов обидчик не был выведен на чистую воду, встречается не так уж и редко. А вспомните хотя бы школу… Наверное, среди ваших знакомых был мальчик или девочка, которые не пользовались популярностью в классе, хотя заслуживали этого намного больше, чем другие ученики. Где, думаете вы, был корень этой проблемы?

Конечно, в самом мальчике или девочке, которые не могли с достоинством отстоять свою точку зрения, высказаться. И причин этому могло быть множество: зажатость, излишняя скромность, боязнь обращать на себя внимание, заниженная самооценка и т.д.

Можно с уверенностью сказать, что социальная психология личности дает исчерпывающие ответы на эти и множество других вопросов. Также показывает инструменты изучения себя и своего поведения в разных группах: семья, друзья, одноклассники, коллеги. Это всегда интересно и полезно. Регулярно возвращаясь к психологии, вы научитесь заранее моделировать оптимальное для себя поведение в той или иной ситуации.

Заключение

Рекомендую также, прочитать статью о чувствах человека с точки зрения психологии.

Всего хорошего, дорогие читатели! Надеюсь, вы получили новую информацию, и теперь будете периодически уделять время социальной психологии личности. До встречи за новыми беседами!

 


 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: