Статуя Сократа

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! Сегодня мы попробуем разобраться, что же представляет собой столь эффективный, и в наше время, метод майевтики. Ведь его придумал ещё сам Сократ, чтобы обезоружить своего оппонента, преодолев и опровергнув его убеждения.

Что означает?

Сократ, знаменитый древнегреческий философ считал, что истина рождается в споре. Именно в те моменты, когда обе стороны пытаются доказать своё мнение и опровергнуть аргументы противника. Но ему было мало «победить» противника, целью было – изменить восприятие, чтобы оппонент понял, что противоречит сам себе. Только таким образом он мог отказаться от своих стереотипов, идей и даже привычек.

Метод Сократа включал в себя две этапа – иронию и майевтику. Про иронию, думаю вам понятно, а вот майевтику называют «родами души». Его мать, Фенарета, была повитухой, помогала появляться на свет младенцам. Сын недалеко ушёл, он также помогал «разродиться», только мужчинам, которые вынашивали какую-то идею, но никак не могли её сформулировать.

А так как душа всё знает и помнит, необходимо с помощью вопросов помочь информации пробраться в сознание. Поэтому наш философ, задавая много простых вопросов, которые называют «что — вопросами», помогал (метафорически) появиться на свет разумному существу, способному мыслить и размышлять.

Кстати, знаете, кто применял этот способ в своей практике? Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа именно в таком стиле помогал человеку добраться в глубины своего бессознательного, вспомнив давно забытое, и «упрятанное» подальше с целью защитить психику от травмы.

Очень интересно, но себя философ не относил к числу умных людей, всегда заявляя, что на самом деле ничего не знает, к тому же, не он выдаёт интересные мысли и изречения, а помогает другим высказаться и явить миру свои идеи.

Подробнее о компонентах

Итак, изначально всё начиналось с иронии. Это означает, что мыслитель добивался от собеседника того, что тот сам признавал, что мыслит неверно. Это происходило с помощью вопросов, который следовал один за другим. И, в конце концов, человек отвечая на каждый из них в конце выдавал уже такую информацию, которая значила совсем противоположное тому, о чём он ведал в начале.

После чего подключалась майевтика — с её помощью собеседники пытались найти истину, преодолевая возникшие противоречия.

Схематично это выглядит так:

Ирония (индукция, то есть попытки обнаружить что-то общее в частностях, анализируя их и сравнивая) ⇒ определение (установление интересующих понятий путём задавания «что — вопросов»)

Давайте попробуем рассмотреть каждый шаг, предпринимаемый философом:

  1. Для начала он добивается согласия от собеседника, что существует общее определение.
  2. Теперь настало время подключать индукцию, или иронию для того, чтобы обнаружить противоречия.
  3. Процесс запущен, необходимо только как бы «размыть» смысл первоначального определения.
  4. Хитрый ход, мудрец, бесконечно спрашивая о чём-то, добивается от оппонента осознания того, что тот попал в тупик.
  5. Демонстрирование того, что люди не обладают всеми знаниями мира, что, к примеру, только Бог ведает истиной.
  6. Раскрытие неверности образовавшегося предрассудка.
  7. Разговор «по душам», который носит больше наставительный характер, с советами и
    моралью.

Различают 2 вида майевтики

Деструктивная, то есть разрушающая, показывающая насколько нелогичны суждения оппонента. Как это происходило – мыслитель о чём-то спрашивал и внимательно выслушивал ответы, пытаясь обнаружить в них малейшие ошибки и недочёты. После чего, опять-таки с помощью этого метода подводил к этим нелогичным утверждениям, да так, что собеседник ощущал себя, как в тупике. Кстати, именно за это Сократа не раз избивали, да и жизнь его прервалась, потому, что кто-то донёс на него, утверждая, что своими заключениями и речами мыслитель нарушает гражданские нормы. Поэтому был приговорён к казни путём принятия яда.

Конструктивная – с её помощью человек осознавал какие-то важные для него моменты. То есть, её целью было помочь «разродиться», как утверждал мыслитель.

История

древний грек размышляет

Чтобы вам был более понятен смысл этого метода, хочу привести в пример историю беседы с Евтидемом, который собирался стать государственным деятелем. В силу новых обязательств ему следовало обладать мудростью, но Евтидем никак не мог дать чёткое определение таким понятиям, как справедливость и несправедливость. Философ вызвался помочь другу (таковыми он считал всех своих учеников, даже не беря оплаты за обучение), и предложил создать список дел, разделив его, соответственно, на две графы.

Первое утверждение Евтидема

После чего начал спрашивать, к примеру, куда именно отнести ложь, воровство, торговлю людьми и прочее. Будущий государственный деятель, конечно же, все эти определения отправил к несправедливости. Тогда Сократ поинтересовался, действительно ли тогда графа справедливости сейчас пуста, потому что всё вышеперечисленное находится в противоположной колонке? Получив утвердительный ответ, он переходит ко второму шагу – индукции.

То есть интересуется, считает ли правильным взятие в плен, рабство людей жителей города, с которым ведётся вражда и война? Евтидей подтвердил, что это справедливо. А обворовать их, отобрав всё имущество, или обмануть, тоже будет верным и достойным решением? Услышав и в этот раз согласие, мудрец предложил тогда все эти понятия перенести в колонку справедливости. Удивлённый такому ходу событий, Евтидей указал, что эти поступки считал по отношению к друзьям, поэтому отнёс в графу неправильных.

Вследствие чего «родилось» утверждение, что нельзя обманывать близких и ценных людей, обворовывать и, тем более, пользоваться ими.

Окончательное умозаключение

Но и тут мыслитель не отступал, вернувшись к методу индукции, он решил выяснить, а будет ли неверным поступком то, если командир скажет своим военным, чтобы не отчаивались и не теряли боевой дух, ведь им на помощь идёт подкрепление, но на самом деле это будет неправдой? Или родители дадут лекарство тяжело больному, но капризному ребёнку незаметно, спрятав в еде? Будет ли такой обман, ради сохранения жизни несправедливым по отношению к малышу?

А как быть с женщиной, которая, заметив, что любимый долгое время страдает и замышляет самоубийство – украдёт у него на всякий случай оружие и спрячет кухонные ножи? Стоит ли её осуждать и считать воровкой, которая должна ответить перед законом за свой проступок?

Евтидей понял, что ошибался, и был вынужден признать, что даже близким и друзьям ложь и обман могут быть в пользу, а воровство совершается, чтобы не причинить вред, а наоборот, защитить. В конце разговора он пришёл к выводу, что несправедливость – это действия, совершённые с целью нанести ущерб.

Заключение

В чем ценность этого метода – так это действительно в том, что он помогает найти ответы на сакральные и даже порой экзистенциальные темы. В нашем подсознании действительно заложено масса информации, которая или вытесняется сознанием, или просто забывается. Так почему бы путём «что — вопросов» не исследовать глубины своей души? Успехов вам в познании.

Материал подготовила Журавина Алина.

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: