Рады вас приветствовать, уважаемые читатели блога! Конструктивная критика – это умение сделать замечание таким образом, чтобы человек понял свою ошибку, но не обиделся при этом и захотел её исправить. Конечно, очень много зависит именно от того, как её ваш собеседник воспримет, но сегодня мы изучим приёмы и основные правила, с помощью которых вы окажетесь лояльной, продвигающей, но при этом правдивой и добивающейся своего личностью.
Важность осознанности
Чтобы было понятнее, что такое конструктивная критика, хочу привести жизненные примеры, которые укажут на разницу между обесцениванием и желанием продвинуть. Она ведь, по факту нужна нам для того, чтобы сделать кого-то лучше или решить какую-то проблему. Допустим, вы отлично плаваете разными стилями и решили научить сына. Так вот, указывая на его ошибки, вы ведь стремитесь к тому, чтобы он осознал, что делает не так, и исправился, став отличным пловцом?
При деструктивности вы бы просто поднимали себе самооценку за его счёт, каждый раз напоминая, что плаваете намного круче. Или бы жаловались, как долго обучались, как страшно, сложно и больно было, желая таким корявым способом получить признание. Выпускали бы пар, крича при каждой неудаче, что он бездарность и что даже маленькие дети лучше понимают, что надо делать. В общем, обязательно перед диалогом спросите себя, что именно вы хотите получить благодаря своим замечаниям? Зачем вам это?
Если действительно, просто хочется разрядки или получить «мнимое уважение» – не стоит затевать разговор, попробуйте поискать другие способы удовлетворения своих потребностей. Человек на подсознательном уровне чувствует искренность порывов, поэтому будьте аккуратны, чтобы не навредить и не спровоцировать конфликт.
Правила и техники
Условия
- Ограничьте количество участников и наблюдателей, ваше общение должно происходить в камерной обстановке. Иначе, даже если вы будете очень тактичны и стопроцентно правы, его самолюбие может быть затронуто, вдруг невольным свидетелем окажется его конкурент или сотрудница, которую он решил завоевать?
- Говорите прямо и по делу, что значит, никогда не используйте других людей в качестве посредников, а также не припоминайте прошлые ошибки. За прошлое он уже не в состоянии ответить, так как некоторые нюансы подзабыты, да и изменить его также не в силах. Когда происходит обобщение, это вызывает массу агрессии, ведь каждый человек со здоровой психикой будет защищать себя, а вот если будете говорить по факту, то и вам будет проще разобраться в ситуации, чтобы не «включиться» раздражением из-за утрирования и не устроить конфликт.
- Прежде чем заговорить, подумайте о том, как именно вы хотите выразиться. И если заметите обвинительные, обесценивающие или просто оценивающие фразы – без сожалений выбросьте из монолога. Например, сказав: «Ну что ты как безрукий…», «Опять напортачил» и подобное – не надейтесь, что удастся добиться конструктивного диалога, вас или будут недолюбливать, или бояться.
Как вести себя
- Будьте эмпатичны, то есть проявите сочувствие и уважение к мыслям другого человека. Попробуйте для начала понять, почему он так сделал, узнайте, какие идеи, порывы и принципы двигали им в этот момент. Дав возможность высказаться и объяснить свою точку зрения – вы получите уважение, и, возможно, расширите свои границы понимания ситуации, а это поможет уже в личном продвижении и развитии. Если его мнение кажется нелепым и совсем нелогичным – будьте тактичны и не отвергайте его резко, мягко настаивая на том, чтобы всё-таки, он сделал по-вашему.
- Очень важна интонация и мимика, иначе даже комплимент можно будет расценить как сарказм. Не забывайте улыбаться и вести себя расслабленно, это настроит на спокойную волну взаимовыгодных обсуждений. Посмотрите статью про невербальное общение.
- Если вы очень расстроены или злы в этот момент, для начала успокойтесь и возьмите себя в руки, иначе вы рискуете перейти к оскорблениям или обесцениванию, а это уже деструктивная критика. Воспользуйтесь рекомендациями из статьи «Основы дыхательных техник для успокоения и снятия стресса», после чего начинайте формулировать замечания.
- Постарайтесь удержаться от навязчивости, то есть не стоит считать своё мнение единственно верным, переубеждая склоняться к нему. Будьте мягкими, попросив прислушаться к вашим рекомендациям, чтобы посмотреть, удастся ли добиться изменений.
- Если окажется, что просчитались в чём-то вы, обязательно извинитесь, этот поступок будет достоин уважения и покажет окружающим, что оступаются все, и что важнее умение выходить из неловкой ситуации и исправлять её, чем посягать на совершенство, получив звание человека, который всегда прав, чего не может быть в реальности.
- Давайте возможность человеку подумать и присвоить замечание, то есть не требуйте сиюминутного исправления, иначе он может воспринять как давление на него, и соответственно, отреагировать агрессией с целью самозащиты.
Влияние
- Существуют интересные приемы манипуляции, с помощью которых вы не только выскажете своё мнение, но и измените ситуацию, при этом получив расположение. Интересно? А тут всё просто, начать необходимо именно с достоинств подчинённого или близкого человека, признания его квалификации или способностей. После этого невзначай добавьте, что очень нравится его работа, только вот, по вашему мнению, необходимо немного чего-то добавить, или наоборот, убрать. После чего поинтересуйтесь, как он считает, может, ему тоже кажется, что, внеся изменения, его труд станет более совершенным и оправданным?
- Поддержка творит чудеса, поэтому, если заметите, что подчинённый или знакомый расстроился, обнаружив ошибку, обязательно его подбодрите, подсказав, как можно исправиться.
- Поинтересуйтесь, какие есть у него идеи по поводу выхода из неудачной ситуации. Таким образом, вы не унизите его достоинство, а наоборот, покажете, что доверяете ему и предоставляете возможность самостоятельно исправить недочёты.
- Посмотрите статью «Как аргументировать и доказать правоту своего мнения любому человеку?», там изложены техники, которые окажутся полезными, если начнётся словесная перепалка и вся конструктивность замечаний будет под угрозой.
- Поделитесь собственным опытом, то есть расскажите о своих промахах, переживаниях по их поводу. Это покажет подчинённому, что вы не стремитесь в данный момент показать своё доминирование и самоутвердиться, а действительно хотите помочь.
- Никогда ни при каких условиях не переходите на личности, иначе вы рискуете испортить отношения и посеять комплексы у собеседника. Ведь даже детям говорят об их поведении, а не характере, к примеру: «Ты очень хороший, просто твоё поведение было сегодня плохим». Банально, но малыш уже слышит, что не он неправильный сам по себе, а только какой-то его поступок, который возможно исправить, в отличие от темперамента и прочее.
- Никакие правила не помогут, если вы хотите раскритиковать те вещи, которые не подлежат изменениям. Поэтому, если вам неприятен голос собеседника, нет никого смысла ему об этом говорить. Лучше поработайте над тем, почему такое к нему отношение и как его изменить.
Обратная сторона
Чем больше ответственности, тем больше обязательств и власти. Поэтому, если вам сделали замечание по работе – это значит, что она ценна. Допустим, к вам никогда не было бы претензий, никто бы не обращал внимания на ваши труды и знания, как бы вы себя ощущали? На каком уровне была бы ваша самооценка? Человек не может развиваться и совершенствоваться только на похвале, иначе его восприятие окружающего мира будет искажено.
Поэтому старайтесь придерживать амбиции, если вам хотят помочь, указывая на недочёты, воспринимайте каждую ошибку как зону ближайшего развития, над которой надо поработать, чтобы стать совершеннее и опытнее. Удержитесь от оправданий, они совсем не помогут, лучше как можно быстрее приступите к исправлению ситуации.
Заключение
А на сегодня всё, уважаемые читатели! Мы на ошибках учимся и приобретаем опыт, поэтому будьте терпеливы как к себе, так и к окружающим. Успехов вам и свершений!
Материал подготовила Журавина Алина.